Сегодня стартует Евро-2008. Наши шансы на победу котируются ниже всех. Это не останавливает фанов. Любовь к тому, во что мы так и не научились играть, начала приносить серьезный доход.
Квота UEFA для России - 6 тыс. билетов. Всего же, по оценке
Всероссийского объединения болельщиков (ВОБ), в Австрию и Швейцарию поедет,
включая дикарей, до 10 тыс. человек. Из Петербурга на чемпионат отправятся до
1,5 тыс. болельщиков. "Мы организуем чартер, автобус. Поездка на групповую часть
стоит до 2200 евро с гостиницей и трансферами", - рассказал "ДП" лидер
объединения болельщиков "Невский фронт" Александр "Шумахер" Алеханов.
Любопытно, что все билеты на Евро-2008 официально
распространялись Российским футбольным союзом (РФС) строго среди фанатских
объединений. Тем не менее многочисленные турфирмы предлагают туры в Австрию и
Швейцарию и билеты на стадионы. Ценник турагенств достигает 5000 евро.
По сути, фанатские объединения в период крупных турниров
работают как туристические компании. Причем их оборотам могут позавидовать
лидеры туристического рынка.
Например, "Невский фронт" совместно с турфирмой "Фламинго" за 2 дня отправил в Манчестер на финал Кубка UEFA на трех "Боингах" 1300 человек - столько билетов на матч предоставил ФК "Зенит" этому объединению. Средний тур стоил около 700 евро. Таким образом, оборот "Невского фронта" за несколько дней составил 910 тыс. евро! Суммарный же оборот компаний, работающих с фанатами на чемпионате Европы, составит не менее 20 млн евро.
Например, "Невский фронт" совместно с турфирмой "Фламинго" за 2 дня отправил в Манчестер на финал Кубка UEFA на трех "Боингах" 1300 человек - столько билетов на матч предоставил ФК "Зенит" этому объединению. Средний тур стоил около 700 евро. Таким образом, оборот "Невского фронта" за несколько дней составил 910 тыс. евро! Суммарный же оборот компаний, работающих с фанатами на чемпионате Европы, составит не менее 20 млн евро.
Отметим, что фанатские объединения умудряются находить
весьма оригинальные формы зарабатывания денег. Так, в 2006 г. в Лужниках на
матче Кубка России по футболу между "Спартаком" и ЦСКА фанаты спартаковской
группировки "Фратриа" подняли баннер с рекламой водки "Парламент". Его
производство оплатило ПО "Урожай", и вложения водочной компании в размере $
10-12 тыс. окупились.
Специалисты по PR и рекламе называют баннеры эффективным
инструментом воздействия. При этом подчеркивают, что использовать фанатские
секторы как площадку для коммерческой рекламы пока сложно как из-за
непредсказуемости фанатов, так и из-за "юридических" сложностей.
Если успехи нашей футбольной сборной дело, скорее всего,
будущего, то на клубном уровне успехи нашего футбола очевидны. За 3 года два
российских клуба - ЦСКА и "Зенит" стали обладателями Кубка UEFA. В стране
формируется устойчивая и многочисленная фанатская армия. Ключевые российские
фан-объединения у "Зенита", "Динамо", "Локомотива", "Спартака" и ЦСКА. Фанатские
активы только двух последних команд эксперты оценивают в 20 тыс. и 10 тыс.
человек соответственно.
Армия болельщиков стала настолько многочисленной, что для ее
контроля РФС выступил инициатором создания всероссийского объединения, о котором
несколько месяцев назад никто не знал. Сегодня со всеми вопросами по поводу
футбольных болельщиков из РФС отправляют сразу в ВОБ.
14 апреля 2008 года ВОБ официально зарегистрировали в
Минюсте РФ как некоммерческую организацию. Теперь она на слуху. Под знамена
Всероссийского объединения болельщиков стали активные фанаты из Москвы и более
50 регионов РФ, в том числе и питерские фанатские группы.