Немногие африканцы имеют пластиковые карточки, регулярно наведываются в банк, или управляют своим счетом через интернет. Зато у большинства жителей Африки сегодня есть мобильные телефоны, что уже привело к невероятному всплеску популярности услуги мобильного банкинга.
Для потребителей из развитых стран мобильные платежи - одно
из приятных дополнений к контракту. Для людей из развивающихся стран приход
мобильного банкинга стал настоящей революцией. Если деньги можно назвать
"кровью" экономики, то именно их циркуляция обеспечивает ей жизнь.
Большинство африканцев проживают в сельской местности.
Они существуют на те средства, которые им присылают родственники из городов. Но
получать деньги непросто - ближайший банк может находиться на расстоянии
1 тыс. км от деревни. Жители Кении, работающие в городе, посылают
часть своих заработков через водителей рейсовых автобусов. За определенный
процент водители обещают делать остановки в тех деревнях, где живут родственники
работников, чтобы передать им деньги.
Но даже те, кто имеют счет в банке (а среди 950 млн жителей
Черного континента таковых всего несколько процентов), не могут
пользоваться им полноценно. Как правило, банки не имеют филиалов в сельских
районах, так что пересылать деньги через них бессмысленно.
Зато теперь в Африке стремительно растет количество
владельцев сотовых телефонов. Соотношение мобильников и банкоматов здесь
составляет уже несколько тысяч к одному. Мобильный банковский сервис приходит на
помощь африканцам, и эта услуга в потенциале может полностью трансформировать
национальную экономику.
Люди могут переводить деньги с помощью СМС с одного
мобильника на другой. Эти сервисы опираются не на редкие банквоские филилалы, а
на многие тысячи местных магазинчиков, которые торгуют карточкам для пополнения
баланса.
"Вместо того, чтобы давать человеку пластиковую карточку,
почему бы не использовать то, что уже есть у большинства - мобильные телефоны? -
спрашивает руководитель подразделения мобильного банкинга провайдера Orange Мунг
Ки Ву. - Людям не нужно будет искать филиал банка, достаточно прийти к
местному ритейлеру, чтобы положить, или снять деньги со своего счета на
телефоне".
В марте провайдер Orange, принадлежащий France Telecom,
запустил услугу Orange Money в Кот-д'Ивуар, где только 7% граждан имеют счета в
банках. В ближайших планах компании выход на другие рынки, включая Иорданию и
Мали. Orange позволяет людям класть на депозит средства через сеть местных
ритейлеров и отсылать деньги любым подписчикам услуги Orange Money,.
Vodafone запустил в Кении в прошлом году сервис M-Pesa, у
которого уже 2 млн клиентов. Их количество прибавляется на 200 тыс.
каждый месяц. Как и Orange, компания использует сеть из тысяч местных
ритейлеров, торгующих карточками для пополнения баланса. Но зарегистрированные
клиенты M-Pesa могут переслать свои деньги пользователям любой другой сети.
Работающий в Алжире, Тунисе, Египте и Зимбабве оператор
Orascom недавно анонсировал планы о запуске мобильного банкинга на всех своих
рынках. Крупнейший мобильный провайдер Африки MTN уже предоставляет эту услугу в
некоторых районах. В ЮАР мобильным банкингом занимается недавно созданная
компания Wizzit.
Британская компания Monitise последние пять лет работала над
технологией, которая должна превратить мобильные телефоны в такие же
безопасные и надежные машинки для денежных операций, как банкоматы. Компания уже
доказала надежность своей технологии в Великобритании - на одном из самых
развитых банковских рынков мира, а теперь устремляется в Африку. Monitise хочет
построить сервис, доступный для любого владельца мобильника. При этом
совершенно не важно, есть у него счет в банке, или нет.
По информации The Guardian
По информации The Guardian