Депутаты показали свое видение президентского призыва "не кошмарить бизнес". Разрекламированный антикоррупционный закон может оказаться фикцией.
Федеральный закон №293-ФЗ был принят Советом Федерации 26
декабря 2008 года в рамках так называемого антикоррупционного пакета,
предложенного президентом РФ Дмитрием Медведевым. Однако, по мнению экспертов,
на деле этот закон оказался очередным разрекламированным "перекладыванием
бумаг".
Как официально заявляла Госдума, этот закон должен был
ограничить полномочия милиционеров на проверки бизнеса. Так, из закона "О
милиции" убраны пункты, позволяющие милиционерам проводить проверки бизнеса, а
также приостанавливать деятельность предпринимателей.
Однако, по словам юристов, на деле никаких ограничений закон
не содержит. Дело в том, что все эти права содержатся в законе "Об
оперативно-розыскной деятельности", которым также руководствуются милиционеры.
"Эти изменения связаны прежде всего с заявленным президентом
антикоррупционным вектором обновления доктрины и должны были сократить поток
ничем не мотивированных, а попросту говоря, заказных проверок", - говорит
старший партнер юридической компании "Зеленый коридор" Константин Добрынин.
В ГУВД отказались от официальных комментариев, но сообщили,
что сейчас разрабатываются новые методики проведения проверок - в соответствии с
изменениями в законодательстве. "Фактически право на проверки отобрали только у
участковых, которые и раньше им особо не пользовались, - комментирует документ
адвокат Павел Лепшин. - Проверками всегда занималось УБЭП, которое нисколько не
ущемлено в правах данным законом. Просто теперь в актах проверок они будут
писать не "на основании закона о милиции", а "на основании закона об ОРД", и
больше ничего не изменится".
По мнению главы Ассоциации малого бизнеса
Алексея
Третьякова, технология, когда из одного законодательного акта функции
госоргана перекладываются в другой законодательный акт, вполне стандартна и
применяется властями не только на федеральном, но и на региональном уровне.
"Вместо ликвидации избыточной функции ее просто переложили в
другой закон, - возмущается Третьяков. - А жизнь показала, что эта функция
милиции именно избыточна. Злоупотреблений правами проверять бизнес со стороны
милиционеров гораздо больше, чем проку". По мнению Третьякова, это обусловлено
тем, что милиция, в отличие, к примеру, от органов госбезопасности,
ориентирована именно на малый бизнес: "Им для статистики выгоднее проверить сто
ларечников, чем одно крупное предприятие. Кроме того, малый бизнес менее
подкован юридически, что дает милиции простор для деятельности".
По словам члена совета петербургского отделения общественной
организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Александра
Мишина, на человеке в форме не написано, из какого он подразделения. "Они
приходят, тыкают в нос удостоверением и начинают проверять. И ты не узнаешь, в
рамках какой деятельности - розыскной там, оперативной или какой еще - он это
делает. Они и дальше будут совершать противоправные действия, только ссылаться
будут на другой закон".
По мнению аналитиков, такая "половинчатость" принятых
поправок позволяет сделать вывод, что проблема коррупции с 1990-х годов так и не
решена. "Это не первый случай, когда ограничительные поправки вносятся в закон
"О милиции", но не вносятся в закон "Об ОРД", - говорит руководитель Фонда ИНДЕМ
Георгий Сатаров. - Все эти поправки лоббируются бизнесом, но при прохождении
через бюрократический механизм они неизменно кастрируются, и на выходе остаются
такие полумеры".
Впрочем, эксперты уверены: даже если был бы принят
полноценный закон, ситуация бы не изменилась. "В условиях кризиса победа над
коррупцией была бы весьма кстати, так как коррупция снижает эффективность
использования капитала, - считает генеральный директор компании
"Финэкспертиза-Консалтинг" Дмитрий Шустернак. - Но беда в том, что строгость
наших законов компенсируется необязательностью их исполнения, а эту проблему за
месяц не решить".
Павел Горошков