О путях выхода России из кризиса, об экономической ситуации внутри страны и в Северо–Западном регионе рассказал Антонио Фаллико, вице–президент Ассоциации поддержки итальянского бизнеса в России, GIM–Unimpresa, председатель совета директоров КМБ БАНКа, банка группы "Интеза Санпаоло".
"ДП": В чем, на ваш взгляд, различия влияния кризиса на экономику
Италии и России?
А.Ф.: Кризис, начавшийся в США, оказал существенное влияние
на мировую экономику. В связи с тем, что доллар до недавнего времени
являлся главной расчетной валютой, все страны в большей или меньшей
степени оказались под ударом мирового кризиса. При этом каждая страна в
зависимости от структуры экономики по–своему подошла к решению внутренних
проблем. Так, российская экономика реагирует на мировой финансовой
кризис иначе, чем итальянская. Это связано прежде всего с тем, что промышленный
сектор России не настолько сильно диверсифицирован, как, например в
Германии, Франции или Италии. Важную часть ВВП страны составляют
доходы от экспорта энергоносителей, в то время как экономика Италии на
70–80% обеспечивается за счет доходов предприятий малого и среднего
бизнеса. Соответственно, резкие колебания цен на черное золото оказывают
гораздо более существенное влияние на всю экономику России, чем у нас.
"ДП": Доллар в качестве универсальной расчетной валюты доживает
последние дни, а когда, по–вашему, рубль станет региональной
валютой?
А.Ф.: На мой взгляд, в мире начался процесс
переоценки роли США и доллара в мировой экономике, а американская валюта в
перспективе перестанет быть единой расчетной единицей. Изменения в мировом
валютном порядке неизбежно приведут к изменениям геополитического
характера. Я считаю, что, наряду с российским рублем, право стать
региональной валютой также имеют евро, иена и китайский юань. Однако, по моим
прогнозам, этот процесс может занять десятилетия.
Читайте также:
Автозаправки разбавили бензин
"ДП": Как вы оцениваете приток итальянского капитала в Россию? В
частности, сколько новых предприятий могут открыться в Петербурге и
Ленобласти?
А.Ф.: Полагаю, приток новых компаний будет на уровне 10–15%
от общего объема итальянско
го
бизнеса в России. Важно понимать, что наши предприниматели могут опереться
на помощь правительства: в Италии существуют законы, стимулирующие развитие
бизнеса, ориентированного на производство за рубежом, в том числе и в России.
По заявлению г–на Берлускони, курс нашего правительства будет только
усилен. Сегодня даже небольшие фирмы заинтересованы в том, чтобы пробовать
свои силы на российском рынке.
![Антонио Фаллико: Антонио Фаллико:](http://www.dp.ru/images/article/2009/03/24/134a75f2-9f10-488c-b405-5bbf61b905da.jpg)
"ДП": Насколько сложно вести дела в России зарубежным бизнесменам,
ведь у нас здесь свои правила?
А.Ф.: Да, конечно, у наших предпринимателей, работающих в России,
есть проблемы с таможней и бюрократизмом. Но такие барьеры
существуют везде, в том числе и в Италии, хотя и в меньшей степени, чем, скажем,
30–35 лет тому назад. Я считаю, что в любом случае все барьеры необходимо
преодолевать, и убежден, что это вполне по плечу современным предпринимателям.
Ассоциация итальянского бизнеса (GIM Unimpresa), представительство которой было
открыто в Санкт–Петербурге, призвана оказывать содействие
представителям итальянских деловых кругов в решении вопросов,
связанных с ведением бизнеса в России. Ассоциация осуществляет информационную
поддержку и дает экспертную оценку конкретных секторов экономики для
предпринимателей, которые планируют работать в России.
Некоторые наши соотечественники пытаются работать по схеме:
пришел — продал — ушел. Они считают, что в Россию достаточно
приехать с образцами своей продукции, показать их, заключить крупный
контракт, через неделю уехать обратно в Италию и
подсчитывать прибыль. Безусловно, времена изменились, и
Россия — не страна третьего мира, которую напоминала после развала
Советского Союза. Эпоха чистых продаж закончилась. Сейчас для успеха необходимо
много работать, вкладывать не только средства, но и собственные силы, знания,
опыт и энергию, в общем, вести дела по тому же принципу, что и в любой
другой экономически развитой стране.
"ДП": Каковы, на ваш взгляд, перспективные сферы сотрудничества?
А.Ф.: В условиях финансового кризиса главными объектами
инвестиционных вложений по–прежнему остаются долгосрочные инфраструктурные
проекты, инновационный бизнес, в том числе нанотехнологии и
перерабатывающая промышленность. Однако нужно понимать, что отдача от таких
инвестиций будет только через несколько лет.
"ДП": По вашему мнению, что необходимо сделать, чтобы сектор малого и
среднего бизнеса играл в российской экономике такую же роль, как в
итальянской?
А.Ф.: Сегодня мы уже можем говорить о начале процесса
диверсификации российской экономики, который прослеживается прежде всего в
динамике развития малого и среднего бизнеса. Если несколько лет назад МСП
составлял всего 3–5% ВВП, то сейчас этот показатель находится на уровне
10–15%. По сравнению, например, с Италией это значение невелико, но темпы
прироста налицо. Такая ситуация исторически абсолютно объяснима. В советское
время города России создавались как промышленные центры: вокруг крупных
предприятий возводились жилые комплексы, создавалась инфраструктура,
ориентированная на обслуживание нужд работников предприятий.
Советская законодательная система исключала частную
предпринимательскую инициативу и не позволяла легально развиваться частному
бизнесу. Сегодня, всего через 17 лет, после начала нового этапа развития
России, сложился класс предпринимателей, сформировался определенный
рыночный менталитет. Однако, как и 15–20 лет назад, основную долю в бюджете
страны занимают газ, нефть, металлы. Создаются финансово–промышленные
гиганты, в рамках которых функционируют собственные банки и туристические
компании, дизайн–бюро и агентства недвижимости.
Приведу пример: российский металлургический
гигант решил приобрести крупного туроператора. Казалось бы, что в
этом предосудительного? Но если задуматься, что это может значить в масштабах
всей страны, то становится очевидным, что крупные компании, способные
контролировать целые отрасли и рынки, оттесняют малые и средние
предприятия.
"ДП": Кроме газа и нефти какая российская продукция может быть
интересна для зарубежных покупателей?
А.Ф.: В первую очередь, как и большинство европейских
бизнесменов, я считаю, что Россия может самостоятельно
перерабатывать собственное сырье, внедрять современные технологии в
процесс производства. Например, зачем продавать нефть, а затем закупать бензин?
Или продавать круглый лес и затем импортировать готовую продукцию? В стране есть
инвестиционный капитал, в целом сформирована промышленная база, налицо
интеллектуальные ресурсы — все эти активы можно эффективно
использовать, создавая добавочную стоимость!
Национальным проектом страны предусмотрено развитие
нанотехнологий. Сейчас главное — разработать
конкурентоспособные продукты и запатентовать их. У вас всегда были выдающиеся
ученые, но реализация их разработок недостаточно финансировалась. Я считаю, что
настало время заняться этим направлением. Уверен, что инновационные
продукты будут следующими после газа и нефти востребованными ресурсами России на
мировом рынке.
Екатерина Иванова