Прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина рассказала в интервью "Деловому Петербургу" о том, почему русскому балету угрожает тень Ванкувера и насколько уместен PR.
"ДП": Вы участвовали в церемонии закрытия Олимпиады в
Ванкувере. Судя по всему, за последние 20 лет в спорте мы промотали наследие
советской эпохи. Не грозит ли то же самое русскому балету?
Ульяна Лопаткина: Не грозит ли балету провал, сходный с
провалом, как считается, России на последней Олимпиаде? Очень бы этого не
хотелось. Одна из причин таких очень средних результатов России на Олимпиаде -
потеря лучших педагогов, лучших тренеров, лучших преподавателей. Еще причина
заключается в ослаблении популяризации спорта среди простых граждан, которые не
имеют профессионального отношения к спорту.
К сожалению, у нас в стране мы наблюдаем отсутствие
популяризации балета и потерю педагогов-репетиторов, которые работают и с совсем
маленькими детьми, и с детьми среднего школьного возраста, и с артистами. Все
эти педагоги-репетиторы разных градаций уезжают на Запад, и это очень тревожно,
это заставляет задуматься.
Читайте также:
Анна и поезд
Просто так ничего не бывает, и успех достигается
колоссальным трудом и подготовкой. Точно так же поражение - это следствие
каких-то конкретных процессов, и я думаю, что тревогу здесь не скроешь.
Мы теряем лучших педагогов, они уезжают на Запад, и в балете
в педагогическом составе мы потеряли уже многих. Они уже не в России, и этот
факт зафиксирован на протяжении десятилетий. Если эта убыль будет продолжаться,
то прогнозы о будущем балета в России могут быть, конечно, самые неутешительные.
Если мы не остановим уход наших талантливых педагогов и танцовщиков на Запад, то
для России будущее балета может быть еще хуже, чем результаты Олимпиады в
Ванкувере.
"ДП": На фестивале Dance Open вы будете танцевать монолог
Офелии из балета "Гамлет" Константина Сергеева. Почему для программного
выступления вы выбрали именно этот образ?
Ульяна Лопаткина: Я выбрала монолог Офелии, во-первых,
потому, что спектакль в постановке моего учителя Константина Михайловича
Сергеева. Во-вторых, потому что "Гамлет" - тема достаточно сложная для балетной
интерпретации, и третья причина в том, что на юбилее Константина Михайловича
много лет назад мне посчастливилось также выйти на сцену в этом монологе.
Больше я его никогда не танцевала. Зрители его восприняли
настолько тепло, что организаторы гала-концертов, посвященных легендарным
ленинградским танцовщикам, очень просили меня возобновить этот монолог,
станцевать его еще раз.
"ДП": Балет показывает зрителю очень эмоциональные вещи. Для
создания образов вы больше пользуетесь своим личным опытом переживаний или
исследуете, читаете литературу?
Ульяна Лопаткина: Как создается эмоциональная естественность
на сцене, чтобы это было сильно, как в жизни? Чтобы это шло через оркестровую
яму к зрителю, когда у тебя нет возможности сказать ни слова? Для того чтобы
передать эмоции через движение, есть определенные профессиональные приемы. Может
быть, это будет звучать несколько прагматично, но подготовка к эмоциональному
всплеску идет через рисунок, и в подготовке рисунка должна быть некоторая
хладнокровность, чтобы тело запомнило те движения, которые потом, на сцене, ты
уже заполняешь душой.
"ДП": Кто, на ваш взгляд, главный человек в современном
балете?
Ульяна Лопаткина: Балет создается хореографом, который
выбирает композитора, а танцовщик одухотворяет тот рисунок и те идеи, которые
вкладывает в танец хореограф. Это союз людей, в котором не может быть одного
главного человека.
"ДП": Но сейчас в оперном театре зритель часто идет на того
или иного режиссера, даже не зная имени композитора.
Ульяна Лопаткина: Разумеется, случается, что в таком союзе
преобладает чья-то яркая индивидуальность, кто-то бывает более оригинален,
кто-то бывает более смел, кто-то более выразителен, и тогда уже говорят про того
человека, чья лепта наиболее заметна. Порой танцовщики делают хореографию
настолько интересной, что, как только сменяется состав, по каким-то неведомым
причинам хореография меркнет.
Есть такой же момент, когда музыка перекрывает хореографию.
И вы справедливо заметили, что иногда режиссерская концепция преобладает и это
становится очевидным. А вот вопрос, кого конкретно больше выдвигают и, как
теперь принято говорить, пиарят, - это совершенно другая история. Это история
про то, кого больше раскручивают, о ком больше говорят и о ком незаслуженно
забывают. А это уже вопрос справедливости.
"ДП": А вам PR мешает или помогает?
Ульяна Лопаткина: Освещение событий должно проходить в
определенных рамках. Если говорить о том, насколько PR уместен или неуместен, я
считаю, что все нужно использовать в меру. Если нужно зафиксировать спектакль,
танцовщика, чтобы это осталось в истории, значит, это нужно делать. Иногда
известность бывает следствием PR, а иногда PR - следствие известности.
"ДП": Вам делались предложения сниматься как драматической
актрисе?
Ульяна Лопаткина: Предложения были. Как раньше, так и сейчас
я отношусь к этому с осторожностью. Для меня уверенно войти в другую профессию
невозможно без должной подготовки. Это процесс, на который у меня, как правило,
нет времени.
"ДП": С балериной такого уровня, мне кажется, партнеру
должно быть трудно.
Ульяна Лопаткина: Почему трудно?
"ДП": Нужно соответствовать. Каким должен быть идеальный
партнер?
Ульяна Лопаткина: Идеальный партнер, на мой взгляд, должен
обладать трудолюбием, внимательностью к работе и нормальными человеческими
качествами - отзывчивостью и человечностью, не бросить коллегу в трудной
ситуации. А еще взаимопонимание. Идеальное не возникает просто, особенно в
балете - это всегда результат труда, совместного труда.
"ДП": Держали ли вы перед глазами какой-то образец для
подражания?
Ульяна Лопаткина: У меня нет конкретного образа для
подражания, но я учусь у различных людей. Порой то, что я ищу, можно увидеть в
разных людях, не в одном человеке. Мне интересны разные проявления человеческого
таланта, и даже мои коллеги могут стать моими учителями.