Петербургские отели, рестораны и кафе вынуждены экономить на новогодних украшениях. Но отказываться от них не собираются.
Владельцы гостиниц, ресторанов и кафе всегда стараются украсить свои помещения и окружающую их территорию к праздникам. Особенно к Новому году. Это возможность создать привлекающий посетителей уют и, как следствие, повысить средний чек. Вот только обходятся новогодние украшения бизнесу всё дороже.
Красота и безопасность
Основатель новогодней студии декора Elkishop Оксана Жданова рассказала, что предоставляет некоторым отелям искусственные ели в аренду уже третий год подряд. На рынке есть деревья разного качества и цены.
“
"Если, предположим, владелец отеля хочет поставить в помещении ёлку высотой 3 м, полностью украшенную игрушками и гирляндами, аренда на весь срок будет стоить около 80 тыс. рублей (до 2 месяцев). Если же предприниматель хочет приобрести искусственную ель, то бюджетный вариант будет стоить так же, а более качественный — около 300–400 тыс. рублей", — оценивает Оксана Жданова.
Небольшие кофейни в Петербурге в этом году украшают вход арками из ели. Как правило, живой, поскольку такая же пышная искусственная конструкция обойдётся дороже. Генеральный директор компании Santa House Станислав Кириенко оценивает стоимость таких ёлочных арок от 20 тыс. до 200 тыс. рублей и выше.
По его словам, в этом году сильно подорожал ручной труд. Также относительно выросли в стоимости гирлянды из качественного материала с использование резины и меди, хвоя премиум–класса. При этом недобросовестные изготовители стали на фоне инфляции ещё больше экономить на материалах, делая продукцию менее безопасной для пользователя.
"Владелец четырёхэтажного отеля пять звёзд, желающий поставить искусственную ёлку на каждом этаже, повесить гирлянды, купить входную группу и сделать подсветку, при условии, что пригодится уличное оформление, может рассчитывать на затраты от 2 млн рублей. Но всё зависит от качества украшений. По нашим наблюдениям, сейчас 2% заказчиков берут лучшее, 20% — стараются купить качественное, но в меньших объёмах, 78% — приобретают одноразовые гирлянды, не задумываясь о надёжности и безопасности", — констатирует Кириенко.
Как рассказала руководитель студии озеленения и фитодизайна Oazis Елена Осипова, в этом году многие рестораторы ограничили свой выбор минималистичным оформлением столов и входных групп.
“
"Более 70% заведений эти зоны декорировали только срезанными ветками сибирской пихты или даже русской обыкновенной ели и световыми гирляндами. Спрос на покупку и использование еловых новогодних гирлянд и елей из искусственных веток премиум–класса не наблюдается вообще. Себестоимость материалов и новогоднего декора выросла в 1,5 или 2 раза (это касается и искусственных материалов, и натуральных). Судя по запросам, даже крупные компании были готовы украсить свои помещения в рамках бюджета не более 90 тыс. рублей", — отметила она.
Стоимость услуг по профессиональному новогоднему оформлению относительно прошлого года выросла на 40–50%.
На свет огоньков
В пресс–службе галереи бутиков Grand Palace отметили, что при выборе украшений стараются укладываться в заранее определённый бюджет. Там подтвердили, что в этом году тратить приходится больше, чем в прошлом. Для экономии стремятся закупать игрушки и украшения российских брендов. При этом в галерее бутиков всегда прибегают к услугам профессиональных декораторов.
"У нас две входные зоны — с Невского проспекта и с Итальянской улицы. Они украшены елями и хвойными гирляндами, фасады красиво подсвечены. Причём со стороны Невского подсветка будет включена круглосуточно вплоть до февраля — пока не станет светлеть на улице", — прокомментировали в пресс–службе.
Полная стоимость декора зависит и от выбранных элементов украшения, и от площади помещения или здания. Например, генеральный директор ресторана "Ферма Бенуа" Валерия Гамм рассказала "ДП", что первый этаж у них занимает около 1 тыс. м2.
"Всегда есть выбор. Например, лаконичные украшения небольших ресторанов выглядят красиво и стоят совсем недорого. Но в целом, если ресторан большого размера и есть желание сделать украшение ярким, бюджет на декор приходится выделять немалый. У нас в этом году декор отличается от прошлогоднего: входную группу оформили в футуристическом стиле, а новогоднюю ёлку внутри ресторана украсили в ретростиле с большим количеством серебряного дождика, шаров и бусин", — поделилась она.
В пресс–службе "Теремка" отметили, что оформляют рестораны и фудтраки в стиле концептуального минимализма, полностью отказавшись от элементов из искусственных материалов. Флагманские рестораны, расположенные в исторических районах города, декорируют индивидуально.
“
"Поскольку мы изменили подход к декорированию, сравнить стоимость затрат с прошлым годом невозможно. Однако, ориентируясь на стандартные позиции от поставщиков, видим, что цены выросли не менее чем на 15%", — прокомментировали там.
Новогодние украшения и гирлянды сами по себе дорогие, а ближе к сезону цены на них взлетают с космической скоростью, поэтому бизнес заранее ведёт переговоры с подрядчиками. Как PR–инструмент праздничное оформление работает отлично, уверена арт–директор бутик–отеля Glinz by Ginza Project Ольга Ахвердиева. По её мнению, это повышает узнаваемость среди покупателей и лояльность к бренду.
“
"В прошлом году в период новогоднего украшения отеля ежедневная выручка ресторана выросла на 45%, а загрузка номерного фонда после январских праздников увеличилась на 20% по сравнению с прошлым годом. Хотя во второй половине января у отелей традиционно провал по заполняемости", — рассказала она.
Конечно, стоит пристальнее присмотреться к этому вопросу, чтобы понять, именно ли праздничное украшение стало причиной выбора того или иного отеля гостями. В новогодние праздники турпоток в Петербурге обычно достаточно высок. Например, в новогодний уик–энд 2024 года он составил 1,1 млн человек. Очевидно, что всем приезжающим в город нужно где–то размещаться. Так или иначе, Ольга Ахвердиева считает, что Петербург задаёт тренд в плане украшений входных групп ресторанов, отелей, даже несколько опережая в этом столицу.
Не выбрасывайте ёлку!
Некоторые представители HoReCa предпочли в этом году использовать преимущественно те украшения, которые у них были куплены ранее. Например, совладелец ресторана "Русская рыбалка" Михаил Фейгельман отметил, что большое количество декора можно использовать несколько раз, докупая кое–что по мелочи.
"Мы меняем декорации постоянно, в зависимости от сезона. Многие вещи делаем своими руками. Со временем что–то выходит из строя и приходится реставрировать. Декораторы у нас в штате, потому что в течение всего года у них много работы", — пояснил он.
Отдельные отельеры тоже придерживаются такого подхода. Генеральный директор гостиницы "Адмиралтейская" Ольга Киселёва сообщила, что в отеле каждый год украшают входную зону и ресторан. Используют для этого, как правило, имеющийся инвентарь, который периодически обновляется.
"Мы всё делаем своими силами, поэтому затраты на такие приятные хлопоты небольшие", — отмечает она.
У торговых центров времена сейчас непростые: конкуренция со стороны маркетплейсов, экономия покупателей, рост трат на обслуживание объекта. Но украшать ТРЦ к Новому году всё равно надо. Директор департамента торговых центров Becar Asset Management Алексей Попиков признал, что обычно для этого берётся то, что можно использовать много лет. Сейчас в почёте экологичный подход ко всему, и украшение ТРЦ не исключение: долговечные лёгкие конструкции, диодное освещение и универсальные тематические декорации. Любая отсылка к конкретному году — вне правил, такие декорации нельзя использовать в будущем.