Театральная застройка

Автор фото: UnStudio

Этой весной в Петербурге стартует сразу несколько проектов строительства и обновления театров — от реконструкции БДТ до трансформации "Приюта Комедианта".

Комитет по культуре Петербурга принял дизайн–проект реконструкции театра "Приют Комедианта", расположенного на Садовой ул., 27. Архитектурную концепцию разработали специалисты мастерской "Студия 44" под руководством Никиты Явейна.
"Приют Комедианта" переехал в нынешнее здание в 1997 году, 10 лет до этого выступления театра проходили в подвальном помещении на Малой Морской ул., 16. Театр рос, и постепенно новых помещений также стало недостаточно, и руководство приняло решение о реконструкции. Поскольку надстроить двухэтажное здание на Садовой оказалось невозможным, осталось рассчитывать на рациональную перепланировку.
"Фойе, гардероб, буфет полностью изменят свой внешний вид, — рассказывает Вероника Жукова, архитектор "Студии 44", один из авторов проекта. — Прежними останутся разве что габариты помещений". Зрительный зал также поменяет свой облик. За счет появления дополнительных мест увеличится коммерческая вместимость театра. Он станет доступнее для ивалидов–колясочников: появятся подъемник с непосредственным доступом в зал и специально приспособленные места.
Одним из соавторов проекта стал художник, сценограф Эмиль Капелюш, сотрудничающий с "Приютом Комедианта". Еще год назад по его инициативе начался процесс реконструкции сценического комплекса театра. Проект "Студии 44" затрагивает помещения представительского сектора театра (помещения для зрителей), реконструкция же сценического пространства разрабатывалась театром самостоятельно.
Обновится и фасад здания. Вероника Жукова рассказала, что хотя мастерская в первую очередь отвечает за внутренние помещения, она также, вероятнее всего, займется и фасадом здания: "Фасад будет реконструирован. Будет убрано все лишнее — навесы, стеклянные детали. Будет спроектирована вывеска, козырек над кассой и над входом. Все будет выдержано в той же стилистике, что и внутренние помещения: минималистично, скромно, сдержанно. Без аляповатости и всего того, что сейчас там происходит".
В ближайшее время будет подготовлена проектно–сметная документация, определен необходимый для реализации проекта объем инвестиций. Работы планируется начать в 2012 году и выполнить в течение 6 месяцев.
Стройки имени Эйфмана
"Студия 44" разработала и другой "театральный" проект, который сейчас находится в активной фазе, — это строительство Академии танца Бориса Эйфмана на Петроградской стороне. В январе этого года губернатор СПб Валентина Матвиенко подписала постановление о создании Академии, для которой теперь возводятся корпуса в квартале, ограниченном Большим проспектом П.С., Б. Пушкарской ул., ул. Лизы Чайкиной и Введенской ул. Общая площадь помещений будущей Академии составит 12 тыс. м2.
По замыслу основателей, новое учебное заведение будет готовить артистов, хореографов, театральных технологов и администраторов не только для Петербурга, но и для других городов России.
В феврале этого года было снесено здание кинотеатра "Ассамблея" (ул. Лизы Чайкиной, 2), на месте которого и вырастет новое учебное заведение. "Ассамблея", здание 1913 года постройки, было снято КГИОП с охраны, поскольку его фасад и внутренние помещения не раз переделывались в 1950–е годы.
"Мы воссоздадим фасад по оригинальному замыслу архитектора, — поясняют в "Студии 44", — сохранив его главное украшение — входную нишу".
На внутриквартальной территории возведут два новых корпуса — жилой и учебный, которые будут соединены остекленным атриумом. В жилом корпусе расположатся интернат для 135 человек и медицинский центр. Всего школа рассчитана на 228 учащихся. По замыслу Бориса Эйфмана, более половины из них составят одаренные сироты и дети из малообеспеченных семей. Учебный корпус вместит аудитории для занятий, спортивный комплекс с бассейном, балетные залы и административные помещения.
В ансамбль Академии будет включен деревянный особняк Ю.К. Доберт — И.Б. Штейкмана, памятник зодчества XIX века (Б. Пушкарская ул., 14).
Редчайший в современном Петербурге образец деревянного зодчества после реставрации будет приспособлен под медиатеку и музей Академии. Работы планируется завершить в декабре 2011 года.
Параллельно строительству Академии развивается также проект Дворца танцев Бориса Эйфмана, реализация которого планируется в рамках создания набережной Европы, инвестором которой выступает ЗАО "ВТБ–Девелопмент".
По проекту, разработанному голландской мастерской UN Studio, здание Дворца танцев расположится на восьми этажах, три из которых будут подземными. Окончание строительства намечено на 2016 год, таким образом, Дворец танцев должен стать первым зданием на Набережной Европы. После постройки планируется, что он будет передан группой ВТБ в собственность Российской Федерации.
Театральный реверанс
Кстати, "ВТБ–Девелопмент" инициировало выставку "Театральная архитектура Санкт–Петербурга", которая сейчас проходит в Музее театрального и музыкального искусства. На ней представлены история театрального строительства в городе, макеты и эскизы знаменитых архитекторов. Макету Набережной Европы с Дворцом танцев на выставке отведено центральное место. Таким образом, организаторы постарались не просто встроить новый проект в культурный контекст, но и представили его венцом развития театральной архитектуры Петербурга.
На этой выставке не упоминается, пожалуй, о самом масштабном театральном проекте последних лет — строительстве второй сцены Мариинского театра. В феврале сроки сдачи этого проекта были снова перенесены, на этот раз на полгода. Строительство обещают закончить к лету 2012 года.
Реализуемый проект уже третий по счету (см. иллюстрации). За время этих архитектурных споров был построен Концертный зал Мариинского тетра (третья сцена). Его открытие состоялось в 2006 году на месте сгоревших мастерских театра (ул. Декабристов, 37).
Проекты новые и старые
Генпроектировщиком второй сцены Мариинки сейчас выступает "КБ Высотных и подземных сооружений (ВиПС)", которое также отвечает за реконструкцию главного здания БДТ им. Товстоногова. Ремонт театра начнется в конце марта и продлится до декабря 2012 года.
В рамках реконструкции будет изменена внутренняя планировка здания БДТ из–за ее несоответствия действующим нормативам. Что касается технических решений, то они будут схожи с проектом строительства второй сцены Мариинского театра. Речь идет о трансформируемой сцене, которая сможет опускаться на 5–метровую глубину. В результате реконструкции в БДТ останутся основные элементы, охраняемые КГИОП.
Во время реконструкции выступления театра будут проходить сначала в "Мюзик–Холле", затем во Дворце культуры имени Горького, а после этого в Театре им. Комиссаржевской. Ранее планировалось, что на время ремонта БДТ переедет на свою вторую сцену.
Работы по реставрации второй сцены БДТ, Каменноостровского театра, завершились как раз перед Новым годом — 2011. Также в этом году должна завершиться реконструкция Театра эстрады им. А.И. Райкина, Большого театра кукол, Театра имени Ленсовета.
В прошлом году началось возведение второй сцены Александринского театра. Ее планируется построить на месте мастерских театра (наб. реки Фонтанки, 47–49) в непосредственной близости от площади Островского. Это должен быть зал на 350–400 мест.
Площадку, по мысли художественного руководителя Александринки Валерия Фокина, надо спроектировать таким образом, чтобы расположение зрительного зала и сцены менялось так, как это нужно режиссеру. Предполагается, что основное здание будет предназначено для классического репертуара, а малая сцена — для экспериментальных постановок.
Судьба еще одного проекта прояснится в мае этого года. Тогда станет известен победитель конкурса на строительство Дворца искусств на территории бывшего Трамвайного парка №2 на Среднем проспекте Васильевского острова. Работы планируется начать в конце этого года.
Дворец искусств будет представлять собой многофункциональный комплекс, включающий в себя концертный зал, выставочные пространства, залы, конференц–блок для проведения мероприятий и аппаратно–студийный телевизионный комплекс. Также планируется создание подземной парковки и благоустроенной площади перед комплексом с фонтанами, скверами, местами для прогулок и отдыха. Общая площадь комплекса составит около 90 000 м2. Территорию, оставшуюся свободной от Дворца искусств, застроят коммерческой недвижимостью.
Активисты ряда общественных движений выступают против застройки трамвайного парка, поскольку они опасаются за судьбу Трамвайного музея (сейчас располагается на территории парка) и зданий начала XX века, относящихся к образцам промышленной архитектуры.
На Васильевском также намечена реализация другого крупного проекта — Театра песни Аллы Пугачевой. Он должен расположиться в устье реки Смоленки. Проект находится в процессе согласования, начало строительства намечено на 2012 год.
Также в 2012 году, при удачном стечении обстоятельств, начнется строительство нового здания МДТ — Театра Европы. Ему, похоже, наконец нашлось место в районе Звенигородской ул. и ул. Марата. Но больше никаких подвижек в этом вопросе нет, и МДТ продолжает делить здание на Рубинштейна с частной гостиницей.
В 2010 году переехали в новые здания Молодежный театр и театр "Буфф", а в бывшем здании "Буффа" заработала экспериментальная площадка "Открытая сцена". Начал свою работу театр "Алеко" на "Звездной". Свои помещения отстоял даже злополучный театр "За Черной речкой". В прошлом году открыли после реставрации детский музыкальный театр "Зазеркалье". Однако, по информации работников театра, ремонт там продолжается и сейчас. В частности, пришлось сдирать новые обои и утеплять стены, которые оказались неприспособленными для нашей зимы, заново ремонтировать крышу.
В Петербурге работает более 150 театральных коллективов, из которых далеко не все имеют свои постоянные площадки.