Венгерская корпорация TriGranit построит Дворец искусств на месте трамвайного парка на Васильевском острове. Глава компании и автор идеи Шандор Демьян объяснил "ДП", почему будущий комплекс должен понравиться почти всем.
На этой неделе
администрация Петербурга подписала соглашение с ЗАО "Инвест–строй" ("дочкой" венгерской корпорации TriGranit) о строительстве Дворца искусств на территории бывшего трамвайного парка на Васильевском острове. Новый дворец будет совмещать 90 тыс. м2 выставочных площадей с концертным залом и студиями.
В целом на создание комплекса будет потрачено около 250 млн евро. Шандор Демьян, президент TriGranit и автор идеи нового дворца, рассказал "ДП" о том, как в зале будут управлять звуком и почему градозащитники должны полюбить новый комплекс, а также немного процитировал своего любимого поэта Пушкина.
"ДП": Что именно городу даст новый дворец на Васильевском острове?
Шандор Демьян: Мое глубокое убеждение, что самый прибыльный бизнес можно построить в сфере культуры и туризма.
Как вы знаете, сегодня определяющую роль играет англосаксонская культура. Однако общественное развитие не должно быть односторонним — как сад, в котором растут не только одни розы. Я очень трепетно отношусь к российской культуре, многие герои советско–российской литературы стали для меня примерами.
Знаменитые русские композиторы завоевали мир, а ваш балет сыграл решающую роль в мировом искусстве.
Россия может стать лидирующим государством в мире — такова власть культуры. Однако для этого необходимо преодолеть некоторое упрямство, доставшееся от советского прошлого: "мы будем делать все сами". Мы же из истории знаем, к чему это привело.
Если в Петербурге появится новый дворец, то близлежащая территория начнет развиваться, а стоимость недвижимости, расположенной невдалеке, вырастет на 40–50%.
Что касается преимуществ нового дворца, то здесь будет использована интересная технология, позволяющая управлять акустикой зала в зависимости от особенностей исполнения. Например, когда поет хор или исполняет произведение симфонический оркестр — это два разных дела с точки зрения звука. Также новая технология может направлять звук на музыкантов или слушателей, благодаря чему на всех местах в зале будет хорошо слышно. Интересно, что можно регулировать температуру, столь важную, например, для хорошего звучания органа. В таких условиях любители музыки сразу поймут, что Чайковский стал еще лучше.
Благодаря всему этому самые известные оркестры Европы приедут в наш концертный зал и принесут хорошую прибыль городу.
На фото: Шандор Демьян построит Дворец искусств на Васильевском острове в Петербурге.
"ДП": Как вы планируете получать прибыль от работы нового объекта?
Шандор Демьян: Конкурс проведен публично, и условия совершенно открытые. Мы получаем небольшую прибыль — в пределах всего лишь 7–8%, такой размер остается ниже европейского стандарта. Если в новый дворец удастся привлечь известных артистов и коллективы, тогда и доходы, естественно, будут расти.
"ДП": Как вы ответите на заявления некоторых градозащитников, которые будоражат общественное мнение историями о том, что исторические здания трамвайного парка, на месте которого появится Дворец искусств, могут быть утрачены?
Шандор Демьян: Давайте начнем с конца. Когда мы только разрабатывали конкурсную документацию, все условия, при которых мы можем начать строительство, были четко прописаны, иначе мы не взялись бы за работу.
Наша компания может построить самый современный конгрессный центр, который поможет развиться территории Васильевского острова.
Вместе с этим посмотрите на современный вид этого района. Такой вид недостоин Петербурга. Это мой ответ на этот вопрос.
Нужно понимать, что такому городу, как Петербург, необходима полноценная площадка для проведения, например, Петербургского международного экономического форума.
Мы создали разные объекты в 12 странах Европы, нигде ничего не нарушили, никаких губительных ошибок не совершили. Конгрессные центры, разные спортивные сооружения, национальные театры, музеи, университеты и более 40 современных кинотеатров. Я думаю, такой опыт поможет нам и в Петербурге.
"ДП": Почему петербуржцы, которые часто боятся градостроительных изменений, должны принять новый дворец?
Шандор Демьян: В детстве Пушкин был моим любимым поэтом, по–русски я не понимаю, но для того, чтобы послушать стихи в оригинале, я на память выучил некоторые части "Онегина". Я даже сегодня могу цитировать: "Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы…" Долго не буду утомлять, вы прочитаете стихи красивее.
Если город Пушкина и колыбель российской культуры собирается развиваться, тогда ему необходимо выполнить две задачи: сохранить свои традиционные ценности и при этом использовать современные технологии и архитектуру.
Хочу привести пример с знаменитым в 1960 годы советским прыгуном в высоту Валерием Брумелем. Он был моим героем: с применением новой техники прыжка в высоту он установил мировой рекорд, все им восхищались. Хочу этим сказать, что техника и новые методы имеют огромную важность в мире, ведь сегодня культуры стран соревнуются наподобие спорта. Петербург достоин принять участие в этой борьбе, и для этого ему необходим новый концертный зал для балета и музыки, в котором смогут наслаждаться плодами культуры одновременно 5 тыс. человек.
"ДП": Рассматриваете ли вы Петербург для воплощения своих будущих идей?
Шандор Демьян: Я просто влюблен в этот город. Всегда мне напоминают, что Петербург является Венецией Севера, а я отвечаю, что Венеция является южным Петербургом. Признаюсь, переговоры о строительстве Дворца искусств велись очень долго, каждый старался, как это всегда бывает, защищать свои интересы.
Однако я хочу работать со своей компанией в городе еще не один год. Когда я спрашивал в Америке у своих знакомых, знают ли они Петра I и Екатерину и где находится Эрмитаж, многие из них знали, что эти имена и места связаны с Петербургом. В этом я вижу власть культуры, я уверен, что она мощнее, чем политика и экономика.
Немного о Шандоре Демьяне: Родился в Трансильвании в 1943 г. в крестьянской семье. В 1965 г. окончил колледж торговли и туризма, а в 1973 г. основал в Будапеште сеть кооперативных магазинов Skбla.
В 1986 г. открыл первый в Венгрии коммерческий кредитный банк OTP (подразделения работают в России и Петербурге).
В 1997 г. основал TriGranit Development Corporation. Шандор Демьян — богатейший человек Венгрии, его состояние в 2010 г. оценили в 537 млн евро. Стоимость проектов TriGranit — 1,5 млрд евро.