Министерство внутренних дел Польши представило окончательный отчет в связи с катастрофой самолета Ту-154 под Смоленском, в результате которой 10 апреля 2010 года погиб президент Польши Лех Качиньский. Вина за аварию возложена на польский экипаж.
Многостраничный отчет о катастрофе, в результате которой в апреле 2010 года под Смоленском погиб президент Польши Лех Качиньский суммировал данные следствия. Отчет, который 29 июля 2011 года представила специальная комиссия, называют окончательным. При этом резонансное дело по факту гибели Леха Качиньского и еще 95 человек (88 пассажиров и 7 членов экипажа Ту-154), может быть продолжено.
10 апреля 2010 года президентский Ту-154 должен был доставить в Смоленск польских политиков, военных, общественных и религиозных деятелей. Делегация намеревалась посетить мемориал в Катынском районе Смоленской области, где в 1940 году 5 марта по решению суда тройки НКВД СССР были расстреляны 20 тысяч польских пленных.
На подлете к Смоленску, в 1,5 км от взлетно-посадочной полосы местного аэропорта "Смоленск-Северный" самолет прошел ниже уровня глиссады (траектория полета летательного аппарата перед посадкой) и, задев деревья, рухнул на землю. Бортовые самописцы перестали работать за несколько секунд до падения. Среди версий рассматривалась возможность теракта.
Авиакатастрофа, ставшая причиной гибели президента Польши и его супруги, вызывала бурю эмоций и расхождение во мнениях. В частности среди вероятных причин трагедии называли ошибку экипажа, недоработки наземных служб и т.д.
В пятницу 29 июля МВД Польши опубликовало "окончательный отчет" Комиссии государственной авиации Польши и военной прокуратуры в связи с расследованием гибели Леха Качиньского, которое длилось 14 месяцев. Из отчета следует, что причиной крушения авиалайнера вероятнее всего стала ошибка пилотов, вызванная плохими метеоусловиями и "психологическим давлением". После чрезмерного снижения экипаж просто не успел набрать высоту, чтобы после неудачной попытки посадки зайти на второй круг. Президент спешил.
Кроме того, количество посадочных мест на самолете было увеличено до 92 без технического согласования, а пилоты не понимали по-русски и поэтому не могли общаться с диспетчерами "Смоленска-Северного".
На фото: Место трагедии
Прямых заявлений о вине и ответственности, отмечают источники, в отчете нет. При этом комиссия обратила внимание на несоответствие программы подготовки правительственных пилотов в Польше современным требованиям. А также на то, что система освещения на аэродроме "Смоленск-Северный" действовала неудовлетворительно. Ранее польские СМИ заявляли, что Варшава назовет имена около 150-ти поляков, ответственных за катастрофу. "Это мощный удар по самим себе", - пишет редактор польского ежемесячника "Рапорт" Войцех Лучак.
"Авария была простой, она стала следствием ошибки, которую допускали бесчисленное количество раз в истории авиации", - считает эксперт по безопасности полетов Flight Global Дэвид Лермонт. По мнению эксперта, следствие продолжалось так долго просто потому, что люди в Польше продолжали искать конспирологическую подоплеку там, где ее нет.
"В политике есть правило – не важно, что будет в итоге, важно, что происходит сейчас. В этом смысле для поляков результаты (расследования гибели Леха Качиньского) были очевидны изначально. Но задержка позволяла польской стороне добиваться своих целей, играть на антироссийских настроениях и т.п.", - считает политолог Владимир Васильев.
На фото: Перед дворцом Президента в Варшаве
Эксперт проводит параллель с событиями 2008 года в Грузии. "Многие западные страны не признавали, что военные действия в Осетии начала Грузия, хотя это было очевидно. Тем не менее, в Германии была создана специальная комиссия, которая долго что-то рассматривала, а потом признала очевидные факты", - говорит он.
Несмотря на то, что расследование дела о авиакатастрофе завершено – польская сторона оставляет себе пространство для маневра. На данном этапе военная прокуратура Польши располагает всеми документами по делу за исключением "некоторых данных из России". Об этом заявил в пятницу журналистам представитель ведомства Кшиштоф Парульский. "Собрано 248 томов документов, опрошены более 900 свидетелей", - сказал он. В то же время российская сторона пока не предоставила "всех материалов об исследовании останков жертв катастрофы".