Полгода споров о том, как реформировать госзаказ, закончились публикацией законопроекта "О федеральной контрактной системе". Документ расширяет права заказчиков и ограничивает процедуры общественного контроля за госзаказом.
Министерство экономического развития РФ опубликовало на своем сайте проект закона "О федеральной контрактной системе". Он стал итогом длительной дискуссии о том, как нужно реформировать систему госзаказа.
Действующий закон о госзаказе (94–ФЗ) все признают несовершенным. Например, он позволяет недобросовестным поставщикам заявлять демпинговые цены, излишне усложняет процедуру закупок товаров повседневной необходимости (канцелярия и т.д.), часто парализует работу научных учреждений и т.д.
В начале этого года Минэкономразвития предложило отменить действующий закон и создать в России Федеральную контрактную систему (ФКС) по аналогии с той, которая действует в США и ряде других стран. Эта инициатива вызвала бурные споры, но пока все идет к тому, что она будет реализована в России.
Законопроект о ФКС расширяет возможности заказчика по выбору процедуры отбора исполнителей госзаказа. Появляется возможность вводить предквалификацию подрядчиков. Бюджетные учреждения освобождаются от проведения торгов, если они проводят закупки за счет грантов или для выполнения контрактов перед третьими лицами.
Для борьбы с демпингом вводится требование для подрядчиков обосновывать снижение начальной цены более чем на 25%.
Что касается открытости госзакупок, то, на первый взгляд, ФКС аналогична действующей системе. Сейчас информация обо всех заказах в обязательном порядке публикуется на официальном сайте госзаказа. ФКС предполагает создание единой информационной системы, открытой для всех желающих.
Вместе с тем процедуры общественного контроля в законе о ФКС прописаны отдельно и вызывают некоторое недоумение. Так, согласно законопроекту, направлять запросы о предоставлении информации по той или иной закупке могут только специальные некоммерческие объединения. А подготовку рекомендаций и предложений по деятельности ФКС будет осуществлять совет при правительстве РФ.
С тех пор как в 2006 году чиновники стали публиковать в Интернете информацию о госзаказах, это вызвало большой интерес у граждан. Публикации в СМИ и блогах о том, как чиновники или сотрудники бюджетных организаций покупают дорогие автомобили, мебель и т.д., появляются регулярно. Блогер и юрист Алексей Навальный создал специальный проект "Роспил", который собирает информацию о сомнительных заказах и пишет на них жалобы. По всей видимости, поток этих жалоб чиновники хотят взять под контроль.
Юристы "Роспила" уже заявили, что направят свои предложения по законопроекту о ФКС, но пока не рассказали, в чем они будут заключаться.
Впрочем, критики ФКС есть не только среди общественников. Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая была создателем 94–го закона, продолжает отстаивать свое детище. Она обещает представить его обновленную версию 13 сентября.
"ФАС России считает, что создание федеральной контрактной системы (то есть взаимной увязки всех стадий закупок, от планирования до исполнения контрактов) должно осуществляться на основе действующего законодательства (Бюджетного кодекса, Гражданского кодекса, закона 94–ФЗ), а не путем его отмены и перечеркивания того, что было достигнуто с 2006 года", — говорится в официальном заявлении ведомства.