Владимир Путин возвращается в президентское кресло на фоне прогнозов нового кризиса и одновременно - с багажом триллионных предвыборных обещаний. Заплатить заставят богатых.
В субботу на съезде "Единой России" лидер партии, премьер-министр Владимир Путин предложил поставить президента Дмитрия Медведева во главе списка партии на выборах в Госдуму. В ответ Дмитрий Медведев предложил выдвинуть Владимира Путина в президенты. Сам он получит пост премьер-министра, а также после выборов, анонсировал глава администрации президента Сергей Нарышкин, возглавит "Единую Россию".
Делегаты съезда признавались, что не знали заранее о готовящихся объявлениях. Впрочем, возражать они, естественно, не стали. Как сказал депутат Андрей Макаров, открывая медиафорум в завершающий день съезда: "Бог с ней, с демократией. Главное, что нам сказали, как жить дальше".
Как пояснил Путин, "все договоренности были достигнуты еще несколько лет назад". Иными словами, изначально предполагалось, что Медведев действительно будет лишь временщиком. Он хорошо сыграл свою роль - временами его речи даже заставляли предположить, что перед нами человек, желающий быть главой государства. Ошиблись очень многие эксперты. Никакого выбора, никакой "оттепели" не было с самого начала.
Стиль руководства Путина хорошо известен. Открытым остается вопрос, что будет с обещаниями Медведева о модернизации, об отказе от госкапитализма, о гуманизации правосудия и так далее. То есть об отказе от того, что составляло суть путинской системы. Путин утверждает, что согласен с этим, но это может быть лишь актом вежливости по отношению к Медведеву.
В первый день съезда на заседаниях тематических секций горячо и бурно излагали свои соображения предприниматели. Мясной магнат Вадим Дымов говорил, что бизнесмены по-прежнему постоянно чувствуют давление власти и всегда виноваты перед любым чиновником; они ощущают, что успешны вопреки власти, а не благодаря ей; несмотря на запрет Медведева сажать бизнесменов за экономические преступления, сажать наоборот стали больше и никакой гуманизации в реальности не видно.
На фото: Владимир Путин
Дымова поддержали многие бизнесмены, так что это, вероятно, мнение большинства. В ответ Путин сделал прозрачный намек, вспомнив, как в кризис "капитаны бизнеса" просили национализировать их предприятия и даже были готовы пожертвовать личным имуществом, но правительство на это не пошло, решив оказать помощь. Тем самым подчеркнув, что без господдержки бизнес в России беззащитен.
Владимир Путин возвращается в президенты в непростых условиях. Многие экономисты мира предсказывают новый финансово-экономический кризис. Стабфонд России почти исчерпан во время кризиса 2008-2009 годов. Прогноз цен на нефть неясен. А предвыборные обещания тандема тянут на десятки триллионов рублей и являются непосильным грузом для бюджета, что признает и министр финансов Алексей Кудрин. Недаром уже на следующий день Кудрин заявил, что не собирается работать в правительстве Медведева. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков развел руками: "Это его право заранее сообщить о своем намерении".
В случае экономического провала ответственность, скорее всего, ляжет на Дмитрия Медведева (недаром Путин предупредил, что у нового правительства будет больше свободы действий). В случае успеха лавры пожнет Путин. Но Путин пока демонстрировал только один принцип решения проблем - "выделение средств". Даже за независимость СМИ он, как выяснилось, собирается бороться путем их прямого финансирования.
О выстраивании отношений бизнеса и власти звучали разные высказывания. Владимир Путин обещал, например, помогать экспансии российского бизнеса за рубеж. Он заявил о необходимости "раскрутить маховик" экономики России, довести ее рост до 6-7% в год и войти в пятерку ведущих экономик мира, причем за счет инвестиций, а не торговли сырьем.
А сенатор Алексей Пиманов сказал, что пора отказываться от "культа богатства", так как миллионеры из списка Forbes "уже в печенках у всех сидят". Это, по его мнению, и ведет к коррупции, так как люди берут взятки, желая стать богатыми. С чиновников, можно сказать, обвинения в коррупции сняты. Глава ИСЭПИ Николай Федоров, руководивший разработкой программы партии, сорвал аплодисменты зала, сообщив, что люди просят "оградить их от золотого тельца" и "встать на защиту нравственности". Протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что если в 1990-е можно было больше говорить о свободе, то сейчас надо - о справедливости и вечных ценностях. Путин полностью согласился с Чаплиным. Правда, оба они оговорились, что под справедливостью не понимают лозунг "все поделить".
В подтверждение этого Путин предложил ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения. Идея по сути социалистическая, много лет с ней носился лидер "Справедливой России" Сергей Миронов, встречая насмешки единороссов. Им не привыкать менять точку зрения: "Налоговая система должна быть справедливой, налоги для богатых должны быть больше", - заявил глава аппарата правительства Вячеслав Володин. Также будут повышены налоги на добычу сырья. Хотя Володин добавил, что для других видов бизнеса не сырьевого сектора будут и налоговые льготы.
Очевидно, понимать все сказанное следует как анонс наступления "эпохи высокой нравственности", в которой у руля будет стоять государство, и любое развитие должно быть под контролем. Политических реформ не будет, заверил замглавы администрации президента Владислав Сурков. Бизнес же должен вести себя максимально скромно и лишь помогать властям "крутить маховик", идя на те жертвы, объем которых определит партия , и не жаловаться. В этом случае можно рассчитывать на относительно хорошие перспективы, но следует помнить, что каждый в любой момент может оказаться "засевшим в печенках".
На фоне главного события съезда на второй план отошло утверждение списков кандидатов на выборы в Госдуму. Списки в Петербурге и Ленобласти возглавят вице-премьер Дмитрий Козак и глава администрации президента Сергей Нарышкин. Компанию Козаку составят директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и директор НИИ им. Джанелидзе Сергей Багненко, Нарышкину - депутаты Госдумы Сергей Петров и Светлана Журова.
Праймериз оказались формальностью. На проходных местах в петербургском списке оказались депутаты Госдумы Ирина Соколова, Виталий Южилин, Владислав Резник и Василий Шестаков, присоединившийся к праймериз в самом конце. Далее следуют глава Росимущества Юрий Петров и лидер профсоюза "Соцпроф" Сергей Вострецов, в них вообще не участвовавшие.
Высокопоставленные чиновники во главе списков "Единой России" в регионах - демонстрация сращивания правительства и партии. Новое правительство будет считаться уже партийным, включая его будущего главу Дмитрия Медведева, так что "Единая Россия" начинает приобретать буквальные черты "руководящей и направляющей" партии власти.
Интересно, что в список по Ленобласти не попал губернатор Валерий Сердюков, занявший на праймериз второе место. Как туманно пояснила Светлана Журова, "были взвешены все за и против, проведены социологические исследования", а решение принималось "в том числе и в Москве". Сердюкова, чьи полномочия истекают лишь в июле 2012 года, похоже, уже "хоронят": Журова бодро сообщила, что для него "есть и другие варианты - Заксобрание, сенаторство". Она не исключила, что Валерий Сердюков может стать спикером ЗакСа Ленобласти.
Сменить его вполне может Нарышкин, который вряд ли останется главой администрации при президенте Путине. На его место прочат главу аппарата правительства Вячеслава Володина, который вероятно проследует в Кремль за своим патроном.