Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов 26 сентября побывал с проверкой в печально известном детском доме-интернате для детей с отклонениями в умственном развитии № 4 Г. Павловска.
Впервые Уполномоченный при Президенте по правам ребенка РФ Павел Астахов побывал в ДДИ №4 в январе. Он приехал с проверкой в связи с попавшей в Интернет шокирующей фотографией 10-летнего Ильи и письмом волонтера Марией. Тогда, директор интерната Галина Племянникова, которая под разными предлогами противодействовала работе волонтеров была уволена. На ее место назначен сотрудник учреждения Андрей Алексеенко, его заместителем - Андрей Домбровский, руководитель благотворительной организации "Подорожник", одной из трех работающих в ДДИ некоммерческих организаций.
Так в системе случился прецедент. Добрый, неформальный, свободный, любящий детей и стремящийся к их развитию человек, назначен на "должность" туда, где все это в большом дефиците. Домбровский участвовал в конкурсе на замещение должности директора, представляя позицию общественных организаций. Его инициативу поддержал Председатель Комитета по социальной политике Александр Ржаненков, и поддерживает его до сих пор, несмотря на критику некоторых коллег.
За полгода в интернате сделан серьезный ремонт, закупается новая мебель. Астахов остался доволен увиденным. "В прошлый раз в трех из четырех корпусов были пробиты крыши, залиты помещения, грибок, плесень. Но больше всего меня расстроило состояние напряженного конфликта, когда убрали людей, которые могут, хотят и умеют помогать, делают это от души и от сердца. Это странное противостояние, которое необходимо было преодолеть. Как символом всего этого была обрушившаяся крыша и Илюша", - сказал детский омбудсмен.
Астахов поблагодарил всех – Комитет, сотрудников, но прежде всего - волонтеров, которые "вернулись и вдохнули новую жизнь в учреждение" и вручил благодарственное письмо от Уполномоченного при Президенте по правам ребенка Андрею Домбровскому, назвав его решение стать заместителем директора "маленьким гражданским подвигом". "Весь мир живет в эпоху общественных организаций, государства давно поняли, что многие вещи общественники делают лучше, и мы не можем оставаться безучастным к этим тенденциям. Там где есть возможность, необходимо это делать в партнерстве", - подчеркнул Астахов.
"Илью вытянули, он активно развивается в рамках своих природных возможностей, теперь надо думать, как остальных детей вытягивать", - продолжил омбудсмен. Интернатная система давно требует реформирования. По словам Астахова, на государственном уровне это понимают, но проблема носит затяжной хронический характер, к тому же в стране существует масса других социальных проблем.
Согласно данным, которые привел Астахов, всего в российских учреждениях подобных ДДИ находится более 300 тыс. детей. Это не сироты, у детей есть родители, которые отдали в ребенка в учреждение потому, что им тяжело воспитывать своего особенного ребенка дома.
За рубежом отказались от крупных учреждений, в каких-то странах это произошло давно, где-то, как например, в Китае, разукрупнение идет полным ходом. Существуют нормы содержания в групповых условиях, которые определяет государство. Обычно это не больше 3-5 человек в группе и не более 20 человек во всем учреждении. Для реабилитации с детьми профессионально и методично работают специалисты.
Россия также неминуемо придет к такому подходу на государственном уровне, ведь заниматься устройством детей в семьи, профессиональные семьи – экономически выгоднее, и многие регионы по этому пути уже пошли. "Это вопрос Субъекта Федерации, который сам определяет, что для него выгоднее - разукрупнение или содержание такого большого учреждения, куда можно списывать миллионы", - объясняет Павел Астахов. - У нас реформирование начинается снизу, в качестве примера можно привести павловский интернат – когда уже невозможно, когда уже "низы" не хотят, тогда начинается движение".
По мнению Председателя Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Александра Ржаненкова, необходим нацпроект для системы детских учреждений соцзащиты. "Сегодня ни один регион своими силами не поднимет учреждения на 10-20 человек, это большие финансовые вложения в реконструкцию, строительство, кадры", - говорит глава Комитета.
Директор общественной организации "Перспективы" Мария Островская подняла вопрос об образовании детей с тяжелыми формами нарушений. Для таких детей нужна индивидуальная программа обучения, что требует серьезных организационных, методических и материальных ресурсов. "Попытка решить ее таким способом, который применяется сейчас, напоминает попытку "отделаться" от детей, а не дать им шансы для развития", - сказала Островская.
"Закрытой темой" в Комитете по образованию Санкт-Петербурга назвала Уполномоченный по правам ребенка в Cанкт-Петербурге Светлана Агапитова образование инвалидов, в частности по сравнению с Москвой и другими регионами. "Инклюзивным образованием за исключением нескольких энтузиастов педагоги заниматься не хотят. А ведь если бы существовала система Центров дневного пребывания развития и реабилитации, многие родители не отдавали бы своих детей в перенаселенные интернаты", - подчеркнула Агапитова.