Беседа – это когда три женщины останавливаются на углу, чтобы поговорить. Сплетни начинаются, когда одна из них уходит, - как-то заметил Херб Шрайнер. Но если сплетни о себе “на углу” стерпеть можно, то со слухами, циркулирующими на работе, что-то делать все-таки придется.
Прежде всего – выяснить, с какой стати они вообще продуцируются. Искаженные сведения, распространяющиеся по принципу “испорченного телефона”, – это еще не оскорбление и не клевета, так что привлечь "источник" к официальной ответственности за это не удастся. Кроме того, из-за специфики формирования и распространения слухов источник этот даже не всегда удается установить. Впрочем, понять причины рождения сплетен можно и без этого, поскольку в действительности их не так уж много: любопытство, зависть, скука или желание кого-то из коллег банально "слить" объект сплетни, дабы устранить конкуренцию и самому продвинуться по карьерной лестнице.
В том случае, когда слух относительно невинен и едва ли серьезно вредит деловой репутации или, скажем, семейному счастью – а бывает и такое, – проще всего его проигнорировать. Как и прочие новости, даже пикантные догадки о жизни коллег довольно быстро приедаются и сходят на нет сами собой. Однако если за распусканием слухов стоит не просто болтун, а "стратегически мыслящий противник", вознамерившийся "подвинуть" жертву, имеет смысл включиться в борьбу. Те, кто побывал в роли объекта слухов, дают несколько нехитрых советов:
Золотое правило – поменьше откровенничать даже с хорошими офисными приятелями. Недаром мудрые люди говорят: "Молчащая женщина неуязвима". То же относится и к молчащим мужчинам. Это не значит, что нужно демонстративно играть махрового социофоба и мрачно провожать коллег тяжелым взглядом, не говоря при этом ни слова. Кино, туризм, отдых, погода – нейтральных тем, способных сблизить сотрудников, великое множество. Говорить можно о чем угодно, но только не о личном, ибо все сказанное может быть – и непременно будет – использовано против вас. Другое дело, что перемывание косточек начальству или Васе из соседнего отдела сближает, конечно, куда эффективнее, чем обсуждение синтетических идей Шопенгауэра. И это вторая опасность: вопреки искусу, категорически нельзя ввязываться в обсуждение и тем более осуждение коллег. Порой умелые сплетники намеренно выуживают из неугодных коллег острые высказывания в адрес третьих лиц, а затем ловко преподносят сказанное этим самым лицам в нужном контексте. В итоге тот, кого вы в приватной беседе по наивности “назвали земляным червем”, остается, мягко говоря, в недоумении, а ваша репутация – в серьезном минусе. "У меня была совершенно абсурдная ситуация: в разговоре с коллегой обсуждали достижения одного из наших менеджеров, и я обронила фразу типа: "Да он просто монстр", имея в виду, что работать с утра до ночи с одним выходным – это выше человеческих сил! Я искренне хотела сказать, как меня восхищает его работоспособность. В итоге через пару дней этот менеджер с удивлением поинтересовался у меня в курилке, что же он мне такого сделал, что я считаю его чудовищем? Пришлось долго и нелепо объясняться, доказывая, что это недоразумение, и я вовсе не хотела его обидеть", – рассказывает Алина, сотрудник турфирмы.
Читайте также:
Как выжить после служебного романа
Третье правило – четко и своевременно излагать коллегам свое видение ситуации, не давая слухам разрастаться. "Мне кажется, про всех молоденьких сотрудниц сплетничают, что у них роман с начальником и они – его протеже. У нас работает одна крайне болтливая дама, которая неугомонно рассказывала остальным сотрудницам, будто, когда шеф вызывает меня к себе, в его кабинете происходит Бог знает что. За моей спиной стали шушукаться, слухи дошли и до руководителя, но он, будучи человеком опытным, очень быстро пресек все сплетни – когда я приходила к нему, он просто оставлял дверь в кабинет открытой. Я про такие случаи потом не раз читала в Интернете", – вспоминает Мария, менеджер по продажам.
Если же человек, распускающий сплетни, известен, можно пойти двумя путями. Первый и самый простой – прямо с ним поговорить, выяснить и устранить причину такого поведения. Второй – воспользоваться сплетником в собственных целях. Согласно различным исследованиям, от 60 до 80% людей относятся к сплетням негативно. Между тем другие 20% знают, что вовремя запущенная байка о самом себе – очень действенный инструмент продвижения по службе. Главное – вовремя "проболтаться" особо разговорчивому коллеге о нужных фактах. Так, например, можно "случайно засветить" перед сплетником историю о том, как к вам проявляют интерес кадровики конкурирующей компании. Правда, тут важно не переборщить, чтобы не остаться без реальной работы, когда слух достигнет ушей кадровиков уже вашей фирмы.
Но в любом случае слухи – вещь полезная. Слушая их, человек, недавно попавший в коллектив, может сориентироваться в социальном пространстве компании и понять, что осуждается, а что приветствуется в коллективе, какого персонажа ждут в этом офисном обществе и что нужно делать, чтобы не оказаться следующей жертвой. Любопытно, кстати, что, по сведениям психологов, тот сотрудник, о котором чаще сплетничают, скорее оказывается в поле зрения руководства и, как ни странно, быстрее делает карьеру.