Накал страстей в Евросоюзе перед саммитом 26 октября зашкалил за уровень дипломатического этикета. Первые лица государств, служащих эталоном для России, приблизились к "регламенту" некоторых дебатов в Госдуме РФ.
Саммит глав ЕС в минувшие выходные в Брюсселе не обошелся без скандала. Само-собой, намерение повторить встречу уже 26 октября – тут не при чем. Равно как "пять мер спасения", которые продолжает двигать Еврокомиссар Херман Ван Ромпей.
Неожиданной по европейским меркам стала сцена, которую устроили "на глазах изумленной публики" президент Франции Николя Саркози и британский премьер Дэвид Кэмерон. Первый, который представлял на саммите тяжеловеса еврозоны "грубо одернул" второго. По крайней мере так случившееся назвала The Guardian. "Вы потеряли способность затыкаться, - сообщил Николя Саркози, выслушав очередную порцию полезных советов и страшных пророчеств британского премьера, - Мы устали от вашей критики и указаний".
Подобная вспышка не удивила бы никого из привычных ко многому российских парламентариев, которым дводилась видеть и бои за микрофон и откровенный мордобой в зале заседаний. Однако подобная вольность на саммите глав государств в Брюсселе вызвала определенный резонанс.
Великобритания, не входящая в зону евро, активно участвует во всех обсуждениях спасения стран еврозоны. Причем совсем недавно Дэвид Кэмерон уже заявил, что союзу остается всего несколько недель до катастрофы. На этот раз британский премьер сказал, что нарвался на грубость президента Франции все лишь за то, что еще раз решил подчеркнуть опасность ситуации.
Читайте также:
Плохие новости с саммита ЕС подкосили рубль
"Искать в этом спектакле дополнительный смысл не стоит. Скорее всего, это (вспышка Саркози) стала реакцией на плотность переговоров от которых у него сдают нервы. Отказали тормоза. Хотя ясно, что на верхнем политическом Олимпе сегодня находятся не олимпийцы", - поделился мнением с dp.ru начальник аналитического отдела компании "Инфина" Александр Иванищев.
"Ниикаких кардинальных решений по выходу из кризиса на прошедшем саммите не было принято, видимо их отложили на 26 октября", - говорит начальник отдела операций на денежных рынках банка "ГЛОБЭКС" Виталий Елагин. При этом мало кто из экспертов ожидает, что уже следующая намеченная встреча окажется итоговой "То что сказали в ЕС в воскресенье – можно говорить каждый день", - считают в аналитическом отделе "Грандис Капитал". Более вероятно, что принципиальные решения будут приняты в первой декаде декабря. "После этого в Европе станет спокойнее и шарик опасений снова перелетит за океан", - резюмирует Александр Иванищев.
Херман Ван Ромпей в воскресенье назвал пять мер, которые он считает необходимыми и единственным резонансным эффектом от которых пока стала вспышка Николя Саркози. Первое – это консолидация планов, усилий и финансов субъектов ЕС для экономического роста.
Второе – "надежное решение по Греции", где финансовая дыра продолжает расти, несмотря, а, возможно, и по причине, финансовой помощи. Обсуждается списание от 40 до 60% долга страны.
В-третьих Ван Ромпей настраивает на максимально возможном увеличении Европейского фонда финансовой стабильности. Причем, среди вариантов, эксперты допускают привлечение средств из суверенных фондов не только из ЕС, но и, стран Азии. Что, кстати, интересно.
Четвертый пункт – один из самых сложных – восстановление доверия к банковской системе. Как пишет Financial Times, крупнейшие банки Европы будут вынуждены менее чем за год нарастить капитал на 108 млрд евро, а банковскую систему ждет череда стресс-тестов.
Пятый - в среднесрочной перспективе в ЕС должна быть создана система, обеспечивающая более надежное соблюдение правил и более серьезный контроль.
Что касается Великобритании, которая занимает позицию стратегически независимого финансового центра, то в сложившейся ситуации ее устроит любой исход. Развал евросоюза в его нынешнем виде – с локомотивами и аутсайдерами или спасение малой кровью – имеет для британцев свои преимущества. В первом случае финансисты UK, отказавшиеся от евро, смогут блеснуть прозорливостью. Во втором, не понадобится выстраивать новые отношения с соседями на материке, охваченном хаосом.