Даже если Дмитрия Медведева не снимут с поста президента до 4 марта 2012 года, проблема экономического спада в России все равно встает ребром. Российские чиновники подстилают соломку, ожидая краха.
До официальных выборов президента России остается немногим больше 6 недель. За 4 года правления Дмитрий Медведев — преемник Владимира Путина — прославился тем, что перевел Россию на летнее время, разогнал генералитет МВД и сослал из Петербурга в Совет Федерации Валентину Матвиенко, сделав бывшую провинциальную комсомолку третьим лицом в иерархии российской государственности.
Несмотря на посильный вклад в общее дело, Дмитрию Медведеву, возможно, не удастся получить Премию мира ООН, как последний генсек ЦК КПСС Михаил Горбачев, а придется напоследок пережить еще один серьезный удар по репутации. Речь идет о так называемой новой волне мирового финансового кризиса, которая не сегодня — завтра может опрокинуть экономику части стран Евросоюза, а заодно и России.
Как сообщили в пятницу российские СМИ, Минфин РФ, который после отставки Алексея Кудрина возглавил его заместитель Антон Силуанов, уже готовит запасной аэродром и подстилает соломку на случай экстренного падения российской финансовой системы.
В преддверии следующей волны кризиса, которая, по оценкам пессимистов, может оказаться повыше, чем волна 2008–2011 годов, группа российских экономистов и аппаратчиков занялась возведением финансовой дамбы.
Читайте также:
"Еврогеддон" не за горами
По слухам, одним из авторов проекта стал не кто иной как Алексей Кудрин, ныне переквалифицировавшийся в политики и даже метящий, как говорят, на пост премьер–министра России.
В основе спасательной операции Кудрина и компании лежат перегруппировка российских фондов и временная блокировка "некоторых ассигнований". В частности, на финансирование федеральных строительных проектов, инициатив Минобороны и т.д. Общая сумма замороженных средств приблизительно оценивается в 200 млрд рублей. При этом эксперты отмечают, что данная сумма не может служить сколько–нибудь серьезной подушкой безопасности для 140–миллионной страны, если кризис разгорится снова.
"На конец 2008 года Резервный фонд России насчитывал около $138 млрд. К 2011 году в нем осталось всего $25,5 млрд. Таким образом, всего за 2 года ушло более $100 млрд. В 2011 году количество денег в фонде колебалось от $25,2 млрд до $27,1 млрд. То, что туда немого подсыпали, — это правильная мера. Однако 200 млрд рублей — это приблизительно $6 млрд. Честно говоря, с таким стабилизационным фондом я на месте министра финансов спал бы очень плохо", — прокомментировал ситуацию dp.ru начальник аналитического отдела центра "Инфина" Александр Иванищев.
По словам эксперта, еще один российский резерв — Фонд благосостояния, отпочковавшийся от Резервного фонда в 2008 году, выглядит сегодня более убедительно. В середине 2008 года этот фонд находился на уровне $33 млрд. К концу года он вырос до $88 млрд, после чего колебался в рамках $88–94 млрд. На декабрь 2011 года в нем оказалось около $86,8 млрд — это один из минимумумов.
Ситуация с российскими подушками безопасности выглядит тревожно. С одной стороны, нужно учитывать, что по негативному прогнозу у России к 2011 году вообще могло не остаться никаких валютных запасов. Но с другой — важно, что реальный уровень инфляции в России все–таки выше официально заявленных Росстатом по итогам 2011 года 6,1%.
"Успешная борьба с инфляцией — это очередная химера Роскомстата, — говорит Александр Иванищев, — никакого реального роста ВВП не было. Можно утешать себя тем, что сейчас Россия лучше готова к наступлению кризиса, но если это не так, то имеющейся подушки безопасности финансовым властям просто не хватит".