Итоги саммита ЕС в Брюсселе заставили экспертов dp.ru вспомнить про Соединенные Штаты Европы, особенности советского менталитета при сборе грибов и судьбу российского рубля после 4 марта.
Германия не хочет платить за греков, португальцев и т.д. Канцлера Германии Ангелу Меркель и главу минфина страны Вольфганга Шойбле понять нетрудно: одни "пашут, как рабы на галерах", а другие пляшут сиртаки. Поэтому ключевым на встрече в Брюсселе стал даже не вопрос "давать — не давать", а на каких условиях спасать "утопающих".
Решение оказалось в меру скандальным. Речь идет про введение внешнего управления над должниками. "Германия хочет не только следить за расходами должников, но и получить право вето при принятии местными властями значимых финансовых решений", — отмечает аналитик FxPro Александр Купцикевич.
В пользу более жесткого контроля расходов должников высказался глава Минифна Германии Вольфганг Шойбле. Данная мера оправдана. Беда только в том, что она противоречит "свободным принципам" Евросоюза в первоначальном варианте. В итоге греческий премьер–министр Лукас Пападимос высказался категорически против. "Наша цель — избежать такой альтернативы", — заявил он. Отказ Греции от ужесточения контроля приблизил ее дефолт, однако с учетом общих тенденций все может оказаться сложнее и героически "погибнуть" грекам все–таки не удастся.
В перспективе к Греции могут присоединиться практически все претенденты на вылет из зоны евро — от Греции и Португалии до Венгрии и стран Прибалтики. В зону риска, как известно, сейчас входят все страны "европейской периферии". При этом никто никогда не говорил, что раздуваемая извне паника имеет целью разрушить Евросоюз. Есть другие версии.
На фото: Заседание совета ЕС по общим вопросам в Брюсселе
"Германия создает соединенные штаты Европы, так же как в 1930–х годах их консолидировал фашистский рейх. Руками немцев сегодня делается то же самое. Вопрос в том, в чьих интересах. Потому, что после того как Германия выполнит свои задачи, ее сотрут", — считает начальник аналитического отдела фондового центра "Инфина" Александр Иванищев.
Впрочем, ситуация может оказаться проще. "Европейцы в силу своего менталитета могут всю жизнь собирать грибы, не задумываясь, какой гриб прячется за соседней кочкой. Это издержки советского мышления — искать за каждым локальным событием сверхцель", — делится мнением с dp.ru директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Эксперт оценивает европейское мировосприятие, исходя из посыла — "бизнес и ничего личного". "Если кого–то спасать — нужно давать денег. Но если я даю деньги, а кто–то на эти деньги танцует сиртаки, то мне это не нравится. Германия идет по принципу — кто девушку ужинает, тот ее и танцует. Отсюда вырастает внешнее управление. Но для немцев это не цель, а скорее неприятная неизбежность", — говорит он.
Принципиальный вопрос в том, что вероятнее — развал еврозоны, о котором говорили такие авторитетные спекулянты, как Джордж Сорос и Нуриэль Рубини, или ее консолидация под патронажем извне. Последнее, вопреки мнениям "сепаратистов", выглядит более реалистичным.
"Дело не в том, чтобы залить пожар в ЕС, а в том, чтобы лишить аутсайдеров суверенитета. Грецию выбрали как пример — маленькая страна с несущественной экономикой. Следующие на очереди — Португалия, страны юго–восточной Европы, возможно Испания, Италия, страны Прибалтики. На примере Греции все убедились, что сломать сопротивление не так легко, но в конце концов его сломают", — уверен Александр Иванищев.
По мнению Елены Туржанской из ФГ "Калита–Финанс", главными итогами саммита ЕС в Брюсселе стали решение о создании постоянного фонда помощи проблемным странам и ужесточение контроля за исполнением финансовых обязательств. По ее мнению, заинтересованность в сохранении союза у его участников доминирует. Впрочем, есть и исключения. В частности Великобритания, а затем Чехия отказались присоединиться к договору о бюджетной стабильности. Таким образом, за сохранение союза из 27 стран ЕС высказались 25.
Валютный и фондовый рынки реагировали на решение участников саммита в Брюсселе достаточно спокойно. "Большую половину дны (в понедельник, 30 января) рынок снижался, евро отскочил к минимумам", — говорит аналитик FxPro Александр Купцикевич. Теперь, по словам эксперта, евро может вырасти.
По словам Елены Туржанской, в ближайшей перспективе возможен рост до $1,33 за евро. Что касается пары с рублем, то здесь ситуация тоньше. "Рубль постараются удержать до выборов (4 марта в России пройдут выборы президента. — Ред.), потом давление на рубль усилится", — говорит она.
Официальный курс евро, установленный Центробанком РФ с 1 февраля, составил 30,3131 рубля за доллар и 39,9678 рубля за евро. По данным торгов российской объединенной биржи ММВБ–РТС, днем во вторник евро в расчетах "завтра" торговался в районе отметки 39,7725 рубля (на 10 копеек дешевле уровня предыдущего закрытия), доллар подешевел на 29 копеек — до 30,13 рубля. Торги в паре евро/доллар шли на уровне $1,32 за евро.