Главным критерием выбора лифта для застройщиков остается цена. Об их качестве, долговечности и стоимости обслуживания строители задумываются, только если сами планируют заниматься управлением жилым домом.
Основную долю рынка лифтового оборудования экономкласса прочно заняли российские и белорусские производители - Щербинский лифтовой завод, Карачаровский механический завод и Могилёвлифтмаш.
По мнению Ольги Семеновой-Тян-Шанской, директора по продажам и маркетингу ЗАО "Лемминкяйнен Рус", не менее 60% новостроек оборудованы лифтами российского или белорусского производства. Причина очевидна - низкая цена. А вот конкуренции на уровне качества они чаще всего не выдерживают.
"Стоимость лифтов западного и отечественного производства отличается на 30-40%. А если рассматривать иностранные бренды, произведенные на территории России, то разница еще меньше - 10-15%. Лифты отечественных производителей сегодня не выдерживают конкуренции с импортными аналогами, - утверждает Михаил Замула, директор службы сервиса ЗАО "Строительный трест". - Некоторые модели отличает быстрый износ отдельных деталей, неудобство монтажа и ремонта - менять часто приходится не одну деталь, а целый блок. Правда, и запчасти к лифтам этих марок относительно недороги и доступны".
По данным филиала
ЗАО "Желдорипотека", в Петербурге наиболее низкая цена у отечественных производителей: лифты Щербинского завода обойдутся от 300 тыс. до 1 млн рублей, Карачаровского - около 900 тыс. рублей, Могилевского - около 800 тыс. рублей. Импортные будут значительно дороже: OTIS - 1,7-3,5 млн рублей (для высоты 15-25 этажей), AXEL, KONE - около 1,7 млн рублей.
Для экономкласса чаще всего выбирают лифты российского и белорусского производства, для объектов комфорт-класса и выше выбираются лифты зарубежных производителей. Среди западных производителей лидируют лифты американской компании Otis и финской Kone, они чаще устанавливаются в домах комфорт-класса и выше.
"Чем выше класс дома, тем более внимательно застройщик подходит к выбору лифтового оборудования и не только с точки зрения производителя и технических характеристик, но и с точки зрения его оформления - внутренняя отделка, дизайн, наличие звукового и музыкального сопровождения", - поясняет Ольга Семенова-Тян-Шанская.
Обращают внимание застройщики и на дизайн кабины. "Помимо технических характеристик лифтов, для застройщиков важен дизайн кабины: правильно выбранные материалы увеличивают "вандалостойкость" лифтов. Так, текстурированная нержавеющая сталь, применяемая для отделки лифтовых кабин, долговечнее полированной, так как на ней не видны царапины", - говорит Михаил Замула.
Количество лифтов, выбор грузоподъемности и скорости зависят от количества этажей, поэтажной площади квартир и регламентируются нормативными документами. Считается, что чем выше дом - тем большее количество лифтов должно быть в нем установлено. На самом деле значение также имеет количество квартир на площадке.
"Как показывает практика, если на каждом этаже расположено по шесть или менее квартир, для бесперебойной и качественной работы в подъезде достаточно иметь четыре лифта", - считает Михаил Замула.
Немаловажным для жильцов является и наличие грузовых лифтов. Они в современных домах скорее норма, чем исключение. "Наличие грузового лифта является не только необходимым условием для новостроек выше девяти этажей (согласно СНиПам), но и элементарным требованием рынка, - говорит Николай Гражданкин, начальник отдела продаж ИСК "Отделстрой". - В отличие от вторичного рынка большинство квартир в новостройках сдается без отделки, поэтому на лифте приходится перевозить большое количество отделочных материалов, мебели и пр. Наличие грузового лифта в этом случае становится просто необходимым". Впрочем, в ЗАО "Строительный трест" считают, что многие путают большие лифты, устанавливаемые в подъездах жилых домов, с грузовыми. Более просторные - это на самом деле не грузовые, а пассажирские лифты "с расширенными возможностями", пригодные для перевозки детской коляски, велосипеда и т.п., но не для транспортировки масштабных грузов.
"Жильцы часто забывают об этом и после заселения, когда практически во всех квартирах подъезда одновременно выполняются отделочные работы, ведут эксплуатацию лифтов в экстремальном режиме, - сетует Михаил Замула. - При таком использовании уже через несколько месяцев лифтовому оборудованию может потребоваться дополнительное обслуживание".
Плата за эксплуатацию и обслуживание лифта зависит от многих факторов - этажности дома, технических характеристик (скорости, количества остановок и т.д.), деталей обслуживания, например скорости приезда лифтера в случае застревания. В результате сумма может отличаться в несколько раз.
"Стоимость обслуживания лифтов для жителей наших домов составляет 1,8рубля в месяц с 1 м2 жилплощади. Стоимость монтажа лифтового оборудования зависит от типа лифта и этажности дома - в среднем 450-500 тыс. рублей для 18-тажного дома", - приводит пример Михаил Замула.
"В каждом доме, где имеются лифты, должны быть два штатных специалиста: первый - ответственный за безопасную эксплуатацию лифтового оборудования, второй - его заместитель, - рассказывает Ольга Семенова-Тян-Шанская. - Непосредственным обслуживанием лифтового оборудования занимаются специализированные компании, например ремонтно-строительные управления, с которыми каждый дом заключает договор".
"Срок службы лифтов российских и западных производителей - в среднем 25 лет, - говорит Олег Артамонов, директор петербургского филиала ЗАО "Желдорипотека". - Существенное различие в том, что лифты западных производителей при качественном монтаже практически не требуют ремонта и обслуживания и потребляют значительно меньше электроэнергии".