В конце прошлого года сотовые операторы громогласно заявили о снижении цен в роуминге. "ДП" выяснил, принесло ли это компаниям ожидаемые дивиденды и чем все это закончится для потребителя.
За последнюю неделю два оператора "большой тройки" отчитались об итогах либерализации цен на роуминг. Они изначально избрали принципиально разные пути. "МегаФон" в декабре прошлого года радикально снизил базовый тариф на роуминг в Европе: по собственным данным, в 3–9 раз по различным услугам. "ВымпелКом" (ТМ "Билайн") в течение 2011 года предложил ряд роуминговых опций. Например, в декабре опция предполагала сниженные цены на интернет–трафик за границей. На днях "Билайн" вывел еще одну услугу (по сути, обновление существующей), которую хочет популяризировать к лету. "Мы оказываем услуги только тем, кому это надо", — так в компании объясняют, почему они меняют опции, а не базовый тариф. Той же стратегии придерживаются в МТС. "ДП" решил сравнить, какая модель оказалась эффективнее.
По данным "Билайна", в зимний отпускной сезон голосовой трафик компании вырос на 53% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В Северо–Западном филиале "МегаФона", на который приходится более 30% роуминговой выручки компании, сообщили, что голосовой трафик в международном роуминге в январе 2012 года вырос на 89% по сравнению с январем 2011 года.
Конечно, напрямую сравнивать данные операторов нельзя: разные базы, могут быть учтены разные страны, несколько различные периоды и т.д. Тем не менее неоспоримых преимуществ снижения базовых тарифов не видно. Сравнив снижение цен с ростом трафика, можно понять, что "МегаФон" пока что в проигрыше от своей щедрости.
"Рост потребления услуг связи в роуминге в новогодние праздники у всех операторов был сопоставим, — осведомлены в МТС. — Это показывает, что клиенту не важно, каким образом оператор снижает цены — за счет тарифов или опций".
Читайте также:
Внутренний роуминг в России может быть отменен
В "МегаФоне" считают, что опции вообще проходят мимо клиента: о них знают всего 16% пользователей. В компании добавляют, ссылаясь на данные агентства GFK, что специальными тарифными опциями в международном роуминге пользуется незначительное число абонентов — всего лишь 3%. В "Билайне" же утверждают, что у них в роуминге пользуются опциями 50% клиентов.
Заместитель генерального директора по коммерции "МегаФона" Лариса Ткачук признала, что доходов от роуминга в компании получили меньше, чем ожидали. Однако там считают, что делать выводы рано, надо подождать до конца лета.
В "Билайне" утверждают, что выручка от роуминговых услуг после предпринятых в компании мер не снизилась. Но и ростом роуминговых доходов не хвастаются.
Конкуренты "МегаФона" полагают, что оператор может возместить потери от роуминга повышением цен на другие услуги. В частности, уже в феврале на ряде тарифных планов была увеличена стоимость исходящих sms. Кроме того, как говорят продавцы sim–карт, в конце прошлого года "МегаФон" снизил бонусы за подключение абонента, которые составляют существенную часть маркетинговых затрат любого мобильного оператора.
Этот факт подтверждают в "Евросети". Там добавляют, что вся "большая тройка" снизила бонусы для дилеров. Но, как поясняют в агентстве "Рустелеком", в Петербурге у "МегаФона" и так была самая низкая ставка вознаграждения, а стала еще ниже. "Оператор поставил на то, что теперь его услуги настолько привлекательны, что будут пользоваться спросом без дополнительного продвижения, — говорит директор агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин. — Так, "МегаФон" надеялся увеличить долю в новых подключениях и одновременно снизить отток". По данным "Рустелекома", в феврале 2012 года "МегаФон" подключил в Петербурге 95 тыс. абонентов, тогда как в прошлом году у компании было в среднем 125 тыс. новых подключений в месяц.
Как напоминает аналитик
ФК "Уралсиб" Константин Чернышев, роумингом пользуется небольшая часть абонентов, многие из которых эксплуатируют корпоративную связь, поэтому их колебания цен не волнуют. По данным Росстата, в 2011 году из России за рубеж с разными целями было совершено 43,7 млн поездок, из них всего одна треть, то есть 14,5 млн, совершена туристами. "Игры с роумингом бьют не столько по выручке, сколько по марже и прибыли", — заключает Константин Чернышев.