Разработчики концепции "Стратегия-2020" предлагают правительству вернуть Единый социальный налог, передав его администрирование ФНС. В правительстве и бизнес-кругах идею уже обсуждают.
Разработчики концепции "Стратегия-2020", которая была представлена на прошлой неделе, предлагают правительству России вновь вернуться к единому социальному налогу (ЕСН) и отдать администрирование налога Федеральной налоговой службе. Подобная система уплаты налога существовала до 2010 года. В 2010 году были введены обязательные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, которым также были переданы функции по администрированию платежей. С 1 января 2011 года ставка взносов была повышена с 26 до 34%. Однако впоследствии это решение было пересмотрено и ставки снижены до 30% с введением дополнительной ставки 10% для зарплаты более 512 тыс. рублей в 2012 году и 537 тыс. рублей в 2013 году. Сниженные ставки будут действовать до конца 2013 года - предполагается, что в течение этого периода правительство разработает новую стратегию пенсионной реформы. Но независимо от сценариев реформирования пенсионной системы эксперты считают, что перед правительством должны быть поставлены вопросы о целесообразности возврата к единому социальному налогу и передачи администрирования соответствующих платежей налоговым органам", - сообщается в докладе "Стратегия-2020". Разработчики указывают на то, что принятые решения о замене единого социального налога страховыми взносами и об изменении их шкалы в пользу более регрессивной, а также об увеличении ставки обязательных взносов с 26% до 34% от фонда оплаты труда не обеспечили долгосрочную сбалансированность пенсионной системы, но увеличили налоговую нагрузку и усложнили администрирование.
Возврат к ЕСН бизнес воспримет положительно, считает председатель Санкт-Петербургского регионального отделения общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Эльгиз Качаев. "Я думаю, что возврат к ЕСН произойдет с большой вероятностью. Существующая сейчас система оказалась неудобной никому - ни государству, ни бизнесу. Реформа по факту признана неэффективной", - рассказал он. По словам лидера бизнес-ассоциации, предприниматели вместо одного органа теперь обращаются сразу в три. Вследствие чего выросли и расходы на содержание бухгалтерии, и система выглядит более запутанной. Для государства также более приемлемо организовывать администрирование в одном органе, что уменьшает аппарат госслужащих. "Но на собираемость налогов в целом это не повлияло, уход в тень не менее трети малых предприятий произошел все-таки из-за увеличения ставки налога", - рассуждает Эльгиз Качаев.
С ним согласен первый заместитель председателя петербургского отделения "ОПОРЫ РОССИИ" Андрей Горюнов: "Да, с 2010 года нагрузка на бизнес возросла, главный удар - очередная потеря стабильности: все-таки к ЕСН предприниматели почти за 10 лет привыкли. Возврат к налогу сейчас вряд ли решит проблему, нужно менять ставки налога. Это все мелкое латание дыр, а необходим другой подход к изменению налоговой системы".
По оценке Андрея Горюнова, в тень ушло до 90% малого бизнеса. Выплата страховых взносов понятнее и проще для бухгалтера: он при возникновении трудностей взаимодействует напрямую с тем органом, которому отчитывается или выплачивает взносы, а не с посредником в виде ФНС, говорят другие эксперты.
"Однако что бы действительно стоило изменить в существующей схеме, помимо уменьшения ставки обязательных взносов, - отмечает Александр Доронин, председатель совета НП "Союз малых предприятий Санкт-Петербурга", - это сокращение частоты сдачи отчетов в Пенсионный фонд по индивидуальным сведениям с четырех до одного-двух в год".
"Увеличение налоговой нагрузки на труд противоречит общемировой тенденции, когда для повышения конкурентоспособности экономики налоговая нагрузка на труд и капитал снижается, а на потребление - увеличивается, - говорится в докладе "Стратегия-2020". - В этой связи в числе приоритетов налоговой политики должно быть установлено неувеличение тарифов страховых взносов в рассматриваемом периоде".