На текущий момент в городе выделено восемь приоритетных кластеров: автомобильный; фармацевтической и медицинской промышленности; судостроительный; энергомашиностроения и интеллектуальных энергетических систем, информационных технологий (ИТ-кластер), радиоэлектроники, радиологический и городского хозяйства.
По данным
КЭРППиТ
, общий объем производства автомобильного кластера города в 2011 году составил 197,8 млрд рублей, что на 66,7% больше, чем в 2010 году. Всего в 2011 году было выпущено 259 тыс. автомобилей (в 3,7 раза больше, чем в 2010 году). Ожидается, что к 2018 году ежегодный объем производства автомобилей в Петербурге должен составить не менее 1 млн автомобилей.
На базе
СПб ГБУ "Центр развития и поддержки предпринимательства" проводятся встречи с крупными промышленными предприятиями по направлениям: "Локализация", R&D. В 2011 году были проведены стажировки 60 специалистов на предприятиях в Финляндии, также 11 молодых ученых высших учебных заведений Петербурга прошли практику в научных лабораториях автомобильных организаций США (General Motors).
В рамках фармацевтического кластера совместно с ведущими научными и образовательными центрами реализуется 15 проектов по локализации фармацевтических производств и созданию современной исследовательской инфраструктуры с общим объемом инвестиций более 29 млрд рублей.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Завод Хендэ(Hyundai). Производство автомобиля Solaris на заводе Хендэ.
Предприятия фармацевтического кластера располагаются в особой экономической зоне на площадках: "Ново-Орловская" и "Нойдорф", а также в промышленной зоне Пушкинская.
По итогам IV Петербургского международного инновационного форума город получил статус внедренческого региона для дальнейшего развития фармацевтического кластера. Сегодня продукция кластера поставлена более чем в 40 учреждений здравоохранения. В июне 2011 года в рамках Петербургского международного экономического форума состоялась церемония закладки камня завода компании "Новартис" (объем инвестиций - 15, 4 млрд рублей).
Развитию международного взаимодействия кластера с крупнейшими мировыми компаниями и альянсами будет способствовать ежегодный международный форум по фармацевтике и биотехнологиям IPhEB и форум Life Sciences Invest. Partnering Russia.
Судостроительный кластер Петербурга включает 15 судостроительных предприятий, пять судоремонтных заводов, 11 заводов по изготовлению оборудования для судов, девять предприятий по обслуживанию и ремонту судового оборудования, 13 НИИ и КБ, занимающихся проектированием судов разных типов, пять предприятий по проектированию оборудования для судов. В городе находится 43 организации судостроительной отрасли, на которых работают более 50 тыс. специалистов. Продукция индустрии судостроения составляет более 50% от всей продукции ОПК, выпущенной в Петербурге.
Процесс создания кластера энергомашиностроения и интеллектуальных энергетических систем находится на этапе согласования основных параметров. Кадровый потенциал кластера составляет свыше 11 тыс. сотрудников. Положительным моментом является наличие современного станочного парка и испытательной базы.
Территориально кластер располагается в поселке Металлострой Колпинского района Ленинградской области на площадке площадью 25 га. На настоящий момент наиболее крупным игроком в кластере является ОАО "Силовые машины". Инвестиции компании в развитие площадки составляют 9,8 млрд рублей.
Особое внимание уделяется изучению возможностей развития кластера радиологии. Правительство Петербурга разрабатывает специальные меры, направленные на обеспечение лечебных учреждений города радиофармпрепаратами. Кластер включает 11 петербургских предприятий, вузов, научных и общественных организаций. В настоящее время разработан проект концепции развития радиологического кластера Санкт-Петербурга до 2015 года.