В интернете распространяется информация о закрытии McDonald's в России

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

В интернете распространяется информация о якобы готовящемся закрытии сети ресторанов McDonald's. Эта "новость" является шуткой, что не помешало десяткам электронных СМИ перепечатать сообщение, принимая его всерьез. Эксперты считают, что интрига затеяна "сайтом-шутником" для повышения читаемости.

Уже несколько дней в интернете распространяется информация о якобы готовящемся закрытии сети ресторанов McDonald's. Первое сообщение на эту тему появилось на портале FogNews, который специализируется на создании придуманных "новостей". В следующие дни это сообщение перепечатали десятки других электронных СМИ, причем некоторые из них восприняли "новость" всерьез.
В сообщении FogNews сказано, что решение о закрытии сети McDonald's было "принято" после проверок специалистов Минздравсоцразвития и Роспотребнадзора. Специалисты якобы пришли к выводу, что "фастфуд наносит непоправимый ущерб здоровью россиян". Отдельно эти "специалисты" отмечали, что в России "есть своя богатая национальная кухня". В то же время "представители" министерства ссылались на опыт Швейцарии, где в начале 2012 действительно прекращена работа McDonald's.
""Мы уже давно внимательно следим за сетью быстрого питания McDonald's - выписывали штрафы, делали предписания, требовали соблюдать установленные законом нормы, но выполнение требований в 6 случаях из 10 так и осталось на бумаге. Неоднократно нашим специалистам предлагали взятки, угрожали расправой, если не разрешим продолжать работу. В начала марта 2012 года мы постановили, что сеть ресторанов быстрого питания McDonald's в существующем виде не может больше работать на территории Российской Федерации", сообщили изданию в Роспотребнадзоре", - рассказывали журналисты FogNews
В сообщении также сказано, что McDonald's якобы дано девять месяцев на то, чтобы "полностью свернуть работу", и что юристы компании при этом готовят иск против министерства и Роспотребнадзора. В самом конце "новости" сказано, что в ближайшее время российское государство закроет не только сеть McDonald's, но и "все уличные ларьки, торгующие шаурмой, блинчиками с начинкой и птицей-гриль".
После появления этого сообщения и Минздрав, и Роспотребнадзор, и McDonald's выступили с опровержения. Однако несколько десятков ресурсов успели перепечатать новость, и она получила довольно широкий резонанс в информационном пространстве и особенно в блогосфере. Обсуждение этой темы позволило всем желающим в очередной раз высказаться по поводу вреда фастфуда.
В отделе по связям с общественностью McDonald's сообщили, что у компании нет никаких предположений от относительно того, кому и зачем понадобилось распространять данное сообщение и выдавать его за реальную новость. "Пусть это остается на совести сотрудников этого агентства придуманных новостей"
В свою очередь у экспертов несколько предположений на эту тему есть. Прежде всего, это может быть пиар-кампанией самого интернет-ресурса, который использовал тему, привлекающую внимание.
Также не исключено, что "новость" была просто шуткой, а перепечатывавшие ее СМИ либо этого не поняли (по формальным внешним признакам FogNews ничем не отличается от реальных информационных агентств), либо решили воспользоваться ситуацией, чтобы поднять читаемость своих сайтов.
Если бы речь шла о менее известной компании, можно было бы предположить, что это ее рекламная кампания под видом антирекламы, но поскольку речь идет о McDonald's, это маловероятно, отмечает глава компании Webmaster.Spb Андрей Рябых. По его словам, проверить подлинность информации, размещенной в сети, по-прежнему сложно, инструментов, которые работали бы "наверняка", не существует.
"Здесь действуют те же правила, что в реальном мире. Пока вас не обманули наперсточники, вы можете и не понимать, что наперсточники - это обман. То есть понимание приходит с опытом. И что касается виртуального пространства, то мы находимся как раз в процессе получения такого опыта", - говорит Рябых.
Эксперты отмечают, что с каждым годом в интернете появляется все больше подобных шуток, мимикрирующих под правду. В то же время читатели и некоторые сотрудники СМИ от информационной усталости становятся все менее критичными, то есть все более склонными принимать подобные шутки за правду. В результате грань между реальной новостью и розыгрышем уже почти стерта. В выигрыше остаются крупнейшие информационные ресурсы, относительно которых читатели уверены, что 364 дня в году они пишут свои новости всерьез.