В городе организуется первый проект детского сада при бизнес–центре. Оператором садика может стать частная школа "Взмах".
В бизнес–центре "Юпитер", входящем в многофункциональный комплекс "Аэропортсити", который развивает ОАО "Авиелен А.Г.", может появиться центр детского дошкольного развития. По сути, это подобие детского сада (с некоторыми отличиями от государственных учреждений), где арендаторы бизнес–центра могут утром оставить своего ребенка, а вечером после работы забрать. Реализовать проект планируется по аутсорсингу, привлекая компанию, которая уже имеет опыт работы с дошкольниками. Взамен такой арендатор может рассчитывать на льготные условия по аренде помещений, предназначенных под детский центр, площадью около 500 м2.
"Сейчас мы ведем переговоры с НОУ "Учебно–воспитательный комплекс "Взмах". Если удастся договориться, то договор подпишем уже летом и сможем запустить проект с 1 сентября 2012 года", — рассказала директор по маркетингу и продажам ОАО "Авиелен А.Г." Анастасия Пекутко. В компании отметили, что пока концепция детского центра подразумевает, что он будет рассчитан всего на 50 детей. Все занятия для них будут проводиться только на английском языке, а ежемесячная плата за одного ребенка может достигать 25–30 тыс. рублей.
Крупные арендаторы помещений в бизнес–центрах потенциально в такой услуге заинтересованы. "В ближайшие годы проблема детских садов для детей сотрудников встанет для нас острее. В основном у нас работают молодые родители. Если бы рядом с офисами были подходящие детские сады, то мы бы стали с ними сотрудничать", — рассказали в компании "Яндекс", имеющей представительства в разных городах России.
Участники рынка недвижимости оценивают проект как революционный, но сомневаются, что его удастся воплотить. "Идея оригинальная, и в России таких проектов, насколько я знаю, нет, — отмечает генеральный директор "Colliers International Санкт–Петербург" Николай Казанский. — Но есть моменты, которые ставят реализацию затеи под вопрос".
Во–первых, к детским садам предъявляются повышенные санитарные и другие требования. Например, саду требуется место для прогулок, а один ребенок по нормативам уменьшает место парковки на одно машино–место. Во–вторых, обычно родители выбирают детский сад рядом с домом, а не с работой: ведь нет гарантии, что сотрудник проработает в одной компании 5 лет. В–третьих, по мнению Николая Казанского, прослойке сотрудников, готовых платить по несколько десятков тысяч рублей в месяц, иногда проще нанять няню.
Как отмечает директор по развитию отдела офисных помещений CBRE Ирина Кузличенкова, идею детского сада планировали внедрить и московские девелоперы, но все же потом от нее отказались из–за жестких требований к дошкольным учреждениям. "Но в рамках реализации крупных бизнес–парков открытие детского сада по–прежнему актуально", — подчеркивает она.
Петербургские бизнес–центры придерживаются консервативной модели развития и новые услуги пока не вводят, рассказывает Николай Казанский. Набор стандартный: кафе, парковка, охрана, ресепшен и конференц–зал, услуги клининга и иногда спортзал. По его мнению, тенденция в целом сохранится, так как главными критериями для арендатора по–прежнему остаются местоположение, современная инженерная инфраструктура и наличие парковки.
Как предположил независимый эксперт рынка недвижимости Дмитрий Заер, на эксперимент в БЦ "Юпитер" решено было пойти из–за опасений, что некоторые помещения будет сложно сдать. Как подсчитали в Colliers International, в данный момент бизнес–центры класса А в целом находятся в лидерах по количеству пустующих площадей. В городе работают 220 бизнес–центров, из них в классе В свободно 9,5% площадей, а в классе А — 23,5%. "А так можно убить сразу двух зайцев — и помещения сданы, и услуга новая появилась", — заключает Дмитрий Заер.