Несколько лет назад в Эстонии произошла удивительная вещь: 50 тыс. добровольцев сообща очистили страну от 10 тыс. тонн мусора всего за 5 часов.
За пару лет эта альтернатива советскому субботнику крепла, перекидывалась в другие страны и превратилась в этом году в общемировое движение Let’s Do It! ("Сделаем!"). Под лозунгом "Уберем планету вместе" с 24 марта по 25 сентября миллионы волонтеров почти в сотне стран расправятся с мусорными кучами.
В России акция пройдет 15 сентября. В Петербурге и Ленобласти ее организацию взяли на себя пять общественных объединений, среди них "Мусора.Больше.Нет", "Эко", движение по сохранению озер в Токсово и др. До 2012 года все они действовали разрозненно, но зародились примерно одинаково.
Как рассказал специалист по внедрению программного обеспечения Денис Старк, основавший движение "Мусора.Больше.Нет", поводом для его появления стал импульс. "Выезжали за город с друзьями на пикник, чистой полянки было не найти! Хорошее место нужно было сначала очистить от предыдущих отдыхающих. Таким образом, возгласы "Доколе?!" в 2004 году сменились на действия - сначала вывозили по чуть-чуть", - рассказывает он. В 2011 году добровольные участники этого экологического движения собрали 160 т мусора в ходе 500 уборок. Карта мест уборки формируется как прежде - любой волонтер может рассказать о месте, "за которое у него душа болит".
Но главная цель, которую ставят перед собой организаторы любого экологического движения, заключена даже не в том, чтобы расчистить от завалов конкретный уголок, а в попытке отрезвить мусорящих членов общества и привить им новую модель поведения.
Схема любой акции по уборке мусора строится по следующему принципу: сначала организаторы находят активистов-координаторов, которые собирают желающих, и договариваются с муниципальными властями о вывозе мусора. Если акция невелика по масштабам, то участники сами покупают и приносят с собой пакеты для мусора, перчатки, еду для перекуса и добираются до места разбора помойки за свой счет. Но, после того как движение начинает привлекать к себе больше внимания, к процессу подключаются спонсоры. Например, акция "Блогеры против мусора", которая прошла в прошлом году в первый раз в 120 городах России, потребовала расходов на 11,5 млн рублей. Их поделили между собой около десятка компаний. Например, компания "Билайн" обеспечила сотни координаторов связи, Coca-Cola снабдила участников водой, оплатила вывоз раздельно собранного мусора и изготовила футболки с логотипом акции, которые потом за свой счет разослала компания DHL. Еще несколько российских фирм взяли на себя закупку 80 тыс. мусорных мешков, транспортные расходы на местах и многое другое. В результате 6 августа 16 тыс. пользователей Рунета удалось собрать более 200 т мусора.
Заинтересовать такое количество пользователей Интернета провести свой выходной за сбором пакетиков и бутылок в кустах помогло активное использование социальных сетей и блогов, а также участие блогеров-тысячников. Как подсчитал организатор движения "Блогер против мусора" и известный путешественник и автор блога Сергей Доля, до 70% участников акции - владельцы страничек в Живом журнале.
По оценке известного блогера и медиаредактора SUP Media Антона Носика, "физически на улицы через Интернет столько народу выводили только в Каире".