Российские власти пытаются реанимировать малую авиацию, ослабляя фискальный пресс. Авиакомпании активно обновляют парк, но с трудом запускают новые маршруты.
С 2010 года
правительство России принимает меры по поддержке малой региональной авиации. Сразу оговоримся, что в российском законодательстве нет определения малой авиации. Чаще всего под ней подразумевается перевозка пассажиров и грузов между регионами в границах федерального округа на расстояние до 2,5 тыс. км самолетами, вмещающими не более 72 человек. "Пассажиропоток на региональных рейсах, как правило, не более 150 человек в день, он не способен обеспечить загрузку большому лайнеру, а летать пустыми бортами невыгодно. Поэтому на такие рейсы ставят маломестные самолеты", - объясняет заместитель директора ЗАО "Промышленная авиация" Сергей Дранник. Более того, по словам представителя авиакомпании "Полет" Антона Соколова, малые воздушные суда могут взлетать с грунтовых взлетных полос, которых до сих пор много в российских населенных пунктах.
Инициатива поддерживать малую авиацию пошла от президента страны Владимира Путина. Еще будучи премьером, несколько лет назад, он заявлял, что в России с ее территорией нет иной возможности обеспечить связь регионов, иначе как используя малую авиацию. Причем, по мнению главы государства, воздушные мосты между регионами должны быть прямыми, а не через столицу.
Пока же авиакомпании в большинстве случаев не успевают возмещать выбывающую из строя технику. Так что первоочередная задача - стабилизировать ситуацию, точнее остановить процесс сокращения маршрутов, а затем уже начинать их наращивать. Авиационные эксперты подсчитали, что парк малой авиации к 2012 году сократился на 25%, до 243 воздушных судов, по сравнению с 1991 годом. В среднем за год списывается 33 самолета, а встает в строй только 13. Основу парка российских авиакомпаний, выполняющих полеты на местных линиях, составляют устаревшие советские лайнеры "Ан-24", "Ан-26" и "Як-40". Средний возраст этих машин перевалил за 30 лет, степень износа приближается к 95%.
Прогнозы неутешительны: к 2015 году провозная емкость имеющегося сегодня регионального пассажирского парка сократится на 75%. "Исходя из календарного ресурса, установленного для наиболее распространенных типов воздушных судов, значительная часть "Ан-24" и "Як-40" должна быть списана к середине текущего десятилетия", - говорит глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.
Чтобы сломить негативный тренд, правительство России ослабляет фискальный пресс. Так, с 2010 года отменена пошлина на ввоз импортной маломестной авиатехники. Более сильный импульс российским авиаперевозчикам дало решение правительства субсидировать процентные ставки по лизинговым платежам авиакомпаний, приобретающих небольшие самолеты. Изначально хотели субсидировать проценты только при покупке отечественной техники, однако после того, как осенью 2011 года на "Як-42Д" под Ярославлем разбилась хоккейная команда "Локомотив", президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что безопасность пассажиров выше соображений поддержки национальных производителей.
К тому же ни один российский завод не способен серийно производить маломестные самолеты, чтобы удовлетворить потребность авиаперевозчиков. По этим причинам решено субсидировать ставки при покупке иностранной техники.
Более того, в начале этого года Минтранс РФ выступает за отмену НДС на воздушные суда, хотя налог возвращается авиакомпаниям. В ведомстве мотивировали такую позицию тем, что возврат занимает слишком много времени и авиаперевозчикам приходится замораживать оборотные средства.
В 2012 году на субсидирование процентов при покупке самолетов в федеральном бюджете заложено 1,9 млрд рублей, и за этими деньгами уже выстраивается очередь. Заявку на получение средств, по данным Росавиации, уже поспешили подать компании "ЮТэйр", "Руслайн" и "Авиа Менеджемент Групп" (авиатакcи Dexter). Вскоре к ним может присоединится казанская "Ак Барс Аэро". В ее планах приобрести пять судов канадского производства CRJ-200LR на 50 мест до конца 2012 года. Сейчас в парке перевозчика 10 таких самолетов, часть из которых уже заменила устаревшие "Як-40".
"Ак Барс Аэро", пожалуй, одна из немногих отечественных компаний, которая сейчас энергично наращивает парк малых самолетов и открывает новые маршруты, например, с начала этого года из Пулково можно улететь в Астрахань. Компания уже заняла в Петербурге доминирующее положение единственного перевозчика на направлениях Пенза и Нижнекамск.
Маркетинговая политика небольших авиакомпаний включает принцип не лезть на маршруты крупных перевозчиков. Свободных направлений для полетов остается еще много. "Из Петербурга в Вологду, Кемерово, Саратов, Томск, Ульяновск, Ухту, Чебоксары, Иваново, Псков, Новокузнецк, Магнитогорск, Братск и Абакан пока не летает ни один перевозчик, и аэропорт ставит перед собой задачу расширения географии полетов по данным маршрутам", - сообщили в Пулково.