Впечатляющие темпы роста сегмента лизинга строительной техники недолго будут радовать глаз экспертов и лизингодателей. Стабилизация на рынке строительства уменьшит показатели роста и в лизинге.
Лизинговые компании практически единогласно констатируют в последние 2 года стремительный рост спроса на строительную технику. В качестве основных причин роста рынка лизинга строительной техники можно назвать возобновление приостановленных на период кризиса строительных проектов, необходимость обновления устаревших парков техники, предоставление лизинговым компаниям более выгодных условий кредитования и повышение уровня предоставляемого сервиса. При этом лизингодатели по-прежнему считают этот сегмент рынка одним из наиболее проблемных с учетом опыта прохождения через экономический кризис.
По данным рейтингового агентства "Эксперт РА", доля сегмента строительной техники и оборудования в общем объеме нового бизнеса лизинговых компаний выросла на 0,5%, до 5%. С учетом роста рынка объем нового бизнеса в этом направлении вырос на 99% и составил около 65 млрд рублей.
"Динамика роста этого сегмента напрямую зависит от динамики роста строительного рынка - строительство жилья, дорог, газопроводов, инфраструктурных объектов и т.п.", - отмечает заместитель директора ООО "Интерлизинг" по коммерции Александр Рябцев.
"Строительная отрасль ранее лизингом пользовалась не очень активно - есть перспектива для работы и захвата рынка", - считает начальник кредитного отдела лизинговой компании СЛК Антон Малышев.
По отдельным компаниям наблюдается еще более значительный рост. Например, доля строительной техники в новом бизнесе компании "ПН-Лизинг" увеличилась за 2011 год с 4 до 19%. Объем сделок в 2011 году, не считая дорожно-строительной техники, составил почти 90 млн рублей, что в 6 раз больше итогов 2010 года. Впрочем, доля в портфеле компании во много зависит от ее специализации - так, у компании "Интерлизинг" она составляет 47%, а у СЛК - не более 10%.
Строительная техника - довольно удобный для лизинговых компаний объект, так как спросом пользуется практически все, начиная от фронтальных погрузчиков и заканчивая бетонными заводами.
"Не берут в лизинг дорогую узкоспециализированную технику: сваебойные установки, башенные краны и т.п., - говорит руководитель отдела маркетинга компании "ПН-Лизинг" Юлия Разумова. - Спрос есть на экскаваторы-погрузчики, бульдозеры, автокраны". При этом предпочтение отдается европейским, японским, американским производителям: JСВ, Komatsu, Terex.
По словам члена наблюдательного совета ГК "Сотранс" Александра Шведа, спросом пользуется техника универсального назначения; меньший спрос на крупногабаритную специализированную технику для нулевого цикла. "Редко берутся в лизинг средства малой механизации, применяемые, к примеру, для внутренних ремонтно-отделочных работ", - отмечает он.
“
Наблюдается тенденция, когда лизинговые компании устанавливают ограничивающие факторы на заключение лизинговых сделок с отдельными видами имущества, которое используется в строительной отрасли, например лизинг техники специального назначения.
Не все виды имущества, потребность в которых испытывают компании строительной отрасли, обладают достаточной для лизинговых компаний степенью ликвидности, что определяет подходы к финансированию таких проектов. Так, строительная техника отличается достаточно высокой ликвидностью, и это добавляет уверенности лизинговым компаниям, которые действуют именно на рынке строительных машин и механизмов.
Лизинговые компании для таких видов имущества представляют специальные продукты и программы. Отдельно следует выделить сделки, объектами которых являются большие имущественные комплексы - асфальтобетонные заводы, заводы по производству сухих строительных смесей. Подходы к финансированию такого вида проектов значительно отличаются, ведь оцениваются в первую очередь платежеспособность компании, обеспеченность сделки и покрытие рисков неплатежей. Уже сегодня наблюдается тенденция по приостановке финансирования рискованных с точки зрения лизинговой компании проектов. Лизинговые компании стремятся минимизировать возможные риски в случае неблагоприятного развития общеэкономических показателей и тенденций. Практика 2008-2009 годов показала, что первой на макроэкономические факторы отреагировала строительная отрасль. Однако обозначенные тенденции не относятся к лизинговым компаниям, основной задачей которых является реализация государственных проектов.
Оксана Солнышкина
Генеральный директор консалтингового агентства "Территория лизинга"
Строительная техника и оборудование в целом являются ликвидными объектами в силу своей востребованности. "Пересмотр условий в сторону смягчения вряд ли возможен, - считает Юлия Разумова, - риск-менеджмент лизинговых компаний прошел серьезную проверку во время финансового кризиса: каждый потенциальный клиент тщательно оценивается финансовыми экспертами, юристами, службой безопасности и др. Так, в "ПН-Лизинге" предлагается лизинг до 4 лет, с авансовым платежом 20%, а минимальная ставка удорожания составляет 6,5%.
По словам Александра Рябцева, многие компании предлагают скоринговые программы для лизинга такого оборудования. "Правда, по скорингу можно взять одну-две единицы, для большего количества процедуры согласования более сложные", - отмечает он.
По мнению участников рынка, в 2012 году рост рынка лизинга строительной техники продолжится, но будет более сдержанным, в пределах 10-20%.
Причина заключается в том, что первостепенные потребности в технике, сформировавшиеся у компаний за период кризиса, удовлетворены. К тому же объем лизинга строительного оборудования уже вышел на докризисный уровень и дальнейшее развитие будет обусловлено лишь перспективами роста строительного рынка и развития российской экономики.