Смольный вновь начинает раздачу безвозмездных грантов на открытие бизнеса. За 4 года программы на эти цели было выделено около 400 млн рублей.
Прием заявок начнется 10 июля. Обычно заявки начинали принимать в марте–апреле. В этом году время распределения сократилось — надо успеть до 15 декабря. На гранты выделено 42 млн рублей в равных долях из городского и из федерального бюджетов.
Программа "Гранты" работает в Петербурге с 2009 года, и наблюдатели постоянно отмечают, что нет полной информации о том, куда и как израсходованы более 360 млн рублей из денег налогоплательщиков, предназначенные для поддержки начинающего бизнеса. Об этом нет сведений на сайте КЭРППиТ, "ДП" получал всю информацию о некоторых участниках программы из комитета по запросу. "Следует порекомендовать КЭРППиТ вывесить на открытом сайте Общественного совета по малому предпринимательству информацию о всех победителях программы, отобранных конкурсной комиссией. А также проинформировать общественность и о персональном составе комиссии", — считает Сергей Федоров, председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей Петербурга.
Луиза Александрова, председатель Санкт–Петербургской организации бизнес–ангелов (СОБА), отмечает, что в случае с венчурным фондом, например, или частным инвестором, и фонд, и инвестор будут знать о компании все, а фонды отчитываются перед акционерами или вкладчиками. В случае с грантами из денег налогоплательщиков такие отчеты также бы приветствовались общественностью. В 2011 году Луиза Александрова входила в состав комиссии, которая принимала решения по выдаче грантов. По ее словам, все эти данные так или иначе есть в бизнес–планах, которые предоставляют потенциальные грантополучатели. "Возможно, они готовы предоставить доступ общественности к данным, но это надо оговаривать заранее", — говорит Луиза Александрова.
За 3 года грантовая история обросла легендами. Считается, что только самые ленивые петербургские стартапы не пытались получить гранты. При этом вокруг программы уже образовался своеобразный клуб — грантополучатели, производители бизнес–планов, которые могут иметь вознаграждение в виде процентов от полученной суммы, консультанты и провайдеры. Появился и тренд — компании, подающие сразу несколько заявок. "Я лично знаю одну организацию, которая открыла 10 фирм и подала заявки от каждой. Не удивлюсь, что по всем 10 заявкам она сможет пройти, если хорошо составлены бизнес–планы", — делились с "ДП" предприниматели.
Эксперты отмечают избранность круга тех, кто получает поддержку. "Например, в 2010 году комитет экономики помог 1 тыс. 35 предприятиям, что составляет менее 0,3% от общего числа малых предприятий, работающих на территории Петербурга", — говорит Сергей Федоров.
"ДП" удалось пообщаться с некоторыми грантополучателями из списка, предоставленного КЭРППиТ в 2009 году. Половина телефонов из 30 молчала. Часть опрошенных грустно поведала, что фирмы закрылись, не выдержав конкуренции. "Алеша Попович умер", — сообщил бывший владелец ООО "Алеша Попович" Алексей Кузнецов, рассказывая об одноименном фитнес–клубе, который оказался рядом с "Планетой Фитнес". Также "скончалось" и ООО "Авариечка", участник рынка ЖКХ. Но его владелица Светлана Мартынова была не очень разговорчива и отказалась сообщить подробности. Но есть и положительные примеры. Игорь Ковалеров, владелец ООО "Кисельные берега", отметил, что предприятие живо и по–прежнему выпускает молочную продукцию, но на вопрос, в каком именно объеме, не ответил, сославшись на то, что в "этой стране о своем бизнесе лучше помалкивать". Игорь Ковалеров также отметил, что считает программу эффективной именно в первый год, но в дальнейшем он направлял туда своих друзей и знакомых, "но никто ничего не получил". "Что это за подход — вы вложите деньги, а мы посмотрим?" — спрашивает Игорь Ковалеров. Действительно, в последующие годы изменился порядок выдачи денег, и полученные гранты можно было израсходовать только на уже понесенные фирмой затраты. "За год наши обороты выросли на 10%. Для нас такой показатель — это просто прекрасно", — делится Татьяна Мелешникова, учредитель компании "Соло" (пошив женских пальто).
“
Давать субсидии на основе конкурса бизнес-планов - это мировая практика. Сроки выдачи в этом году сдвинулись, но в этом ничего страшного нет. Это ведь гранты, а первое значение английского слова grant - дар, подарок. Около 140 начинающих бизнесменов получат субсидии, и это хорошо. Пертурбации в городском правительстве и комитетах принципиально ничего не изменят в этом вопросе. Бизнес никогда не останется бесхозным, ведь у него всегда есть хозяин - собственник. Именно от него в первую очередь зависит успех предприятия. Субсидии - это удочка, а не рыба, и приобретение на эти деньги оборудования, офисной техники - еще не гарантия того, что бизнес сразу пойдет в гору.
Сергей Осутин
председатель совета директоров консалтинговой группы "О.С.В."
"Какова цель выделения этих грантов с точки зрения власти? Это создание новых рабочих мест и рост налоговых поступлений в бюджеты, — говорит Ирина Иванова, депутат ЗС, член Постоянной комиссии по экономике, промышленности и собственности. — Именно этими показателями измеряется эффективность субсидий. К сожалению, по программам поддержки малого и среднего предпринимательства Петербурга подобных данных нет, об этом заявили руководители КЭРППиТ на депутатских слушаниях".
“
Чтобы понимать, успешна ли программа, нужно постоянно проводить мониторинг - сколько предпринимателей не впустую потратили деньги и действительно ли средства были направлены на развитие их бизнеса. Насколько я помню, назывались следующие цифры - порядка 70% компаний, получивших гранты, выживают. Если эту цифру взять за основу, то результат великолепный. Но, на мой взгляд, нужно больше критериев для отслеживания развития ситуации. Возможно, к такому мониторингу нужно подключать и общественные организации предпринимателей. В целом должна быть инфраструктура поддержки, субсидии должны предоставлять комплексно. И деньги давать не сразу, а сначала проверить, реально ли работает это предприятие?
Эльгиз Качаев
председатель петербургского отделения "Деловой России"
Ситуацию с эффективностью могла бы также прояснить открытость информации по грантам, выложенная, например, на сайте КЭРППиТ: сколько денег истрачено, сколько рабочих мест создано, кто выжил через год, и мониторинг дальнейшего развития предприятий.
Всего в 2012 году КЭРППиТ планирует предоставить 140 грантов. Прием заявок задержался по не зависящим от КЭРППиТ причинам. Комитет планирует распределить все гранты до конца года, и, таким образом, может получиться некоторый ажиотаж.
В 2009 году грантов было выдано на сумму 200 млн рублей, за 2010 год — на сумму 100 млн рублей, в 2011–м — около 59 млн. Схема получения такая же, как и в прошлом году, — принимать решение будет конкурсная комиссия, куда войдут чиновники и предприниматели. Ее состав в настоящий момент формируется. Принимать заявки начнут в Доме предпринимателя на ул. Маяковского, 46, в СПбГУ "Центр развития и поддержки предпринимательства". Максимальная сумма гранта — 300 тыс. рублей.