Краудсорсинг (от англ. crowd - "толпа" и sourcing - "использование ресурсов") - понятие в бизнесе сравнительно новое. Период восхищения им находится в самом разгаре, и потому те компании, которые что-то о нем слышали, воспринимают краудсорсинг чуть ли не как панацею от всех проблем. Однако, как говорят эксперты, подходит он не всем и не всегда, а в некоторых случаях минусов в нем больше, чем плюсов.
Главный плюс краудсорсинга, ради чего, собственно, бизнес и обратил на него внимание, - это возможность за небольшие деньги (а лучше бесплатно) получить много хороших идей или готовых решений своих проблем от людей из толпы. Примеров, как это бывает, на Западе пока больше, чем в России.
Чаще всего эксперты вспоминают американскую компанию Threadless, которая производит дизайнерские футболки. У нее нет штатных дизайнеров, а весь процесс поиска творческих идей перенесен в Интернет. Каждую неделю компания проводит онлайн-конкурс и получает рисунки от любителей и художников-профи, затем публикует их на сайте, и каждый зарегистрировавшийся пользователь оценивает это народное творчество. В производство футболки запускают только после того, как наберется достаточно заказов, чтобы покрыть расходы. Threadless печатает на этикетках имя человека, придумавшего дизайн футболки, еще победители получают несколько тысяч долларов и другие призы. Но, как замечают эксперты, настоящая мотивация этих людей - желание увидеть свою работу в готовом продукте и на других людях. Выгода от краудсорсинга для Threadless состоит в том, что она не тратится на штатных дизайнеров и все, что связано со штатными сотрудниками, и вкладывает деньги только в предварительно заказанные варианты дизайна. Немного иначе, но так же активно пользуются интеллектуальными способностями своих потребителей такие компании, как, например, Coca-Cola, Microsoft, Starbucks, Fiat.
Российский бизнес, хоть и в меньшем составе, тоже играет на этом поле. Сегодня самый заметный игрок - Сбербанк, который на днях открыл краудсорсинговую площадку sberbank21.ru. С помощью народных идей банк хочет развязать свой старый гордиев узел - проблему очередей. Несмотря на то что площадка только открылась и подводить первые итоги, по словам заместителя начальника управления инфраструктуры и методологии Производственной системы Сбербанка 2.0 Татьяны Свидунович, можно будет не раньше чем через 2-2,5 месяца, в успехе здесь уверены. И в экономической эффективности тоже. "Мы очень вдумчиво подходим к принятию решения об организации того или иного проекта, так как должны вернуть вложенные средства и дать реальный эффект от внедрения предложений, отобранных по результатам проектов, - поясняет Татьяна Свидунович. - У нас есть опыт "Биржи идей", которая принесла эффект в сотни раз больший, чем затраты на ее создание и поддержку: в 2011 году эффект составил 7 млрд рублей". И, хотя Татьяна Свидунович точной суммы затрат на запуск новой краудсорсинговой площадки не назвала, по некоторым оценкам, речь идет о 3 млн рублей. В будущем к этим расходам также добавятся, по оценке специалистов, не менее 2,5 млн рублей ежемесячно на поддержку основного сайта и площадок компаний-партнеров, на которых непосредственно идет общение участников проекта, поощрение лучших идей и т. д.
Для тех компаний, которые не могут позволить себе собственную краудсорсинговую площадку, существуют общественные. Опять же, в России их пока меньше, чем на Западе. "Краудсорсинг в России только зарождается, - замечает генеральный директор краудсорсингового агентства Crowd Agency Михаил Шавров. - Многие представители бизнеса еще плохо представляют, что это". Среди тех же, кто интересуется краудсорсингом, преобладает, по его словам, средний и крупный бизнес. И несмотря на то, что спектр применения краудсорсинга, как замечает Михаил Шавров, довольно широк и разнообразен, помощь "толпы" компании используют в основном при тестировании новой продукции или услуг, поиска идей для улучшения имеющихся продуктов.
"Я бы не стал говорить, что краудсорсинг - это всегда выгодно", - добавляет Игорь Березин, президент Гильдии маркетологов. Хотя, по его словам, без краудсорсинга, который он сам предпочитает называть сопроизводством компании и потребителя, оказание многих интеллектуальных услуг будет крайне неэффективным.
"Если, например, заказчик маркетингового исследования не будет самым тесным образом сотрудничать с исследовательской компанией, помогая ей в том, что касается специфики собственного бизнеса, исследование никогда не будет проведено хорошо и не принесет заказчику никакой пользы, - приводит он пример. - То же самое касается услуг в области дизайна, инжиниринга, деловых консультаций и т. д. Но вовлечение потребителей в процесс выбора принтов для своих футболок и т.п. будет эффективным только в том случае, если удастся минимизировать накладные расходы и сопутствующие издержки по коммуникации с каждым отдельным потребителем или потребительскими группами". А здесь, как замечает Игорь Березин, производители в целом сильно переоценивают креативный зуд рядового потребителя. По оценке Михаила Шаврова, процент стоящих идей, которые компании получают из народа, небольшой - 5-10%. "Если мы ищем просто креативные идеи, то их, как правило, много, - говорит он. - Если идея должна быть не только креативной, но и практичной, реализуемой - счет уже идет на единицы. Как пример могу привести наш недавний проект - сбор и отбор идей для компании, занимающейся бытовой химией: из 100 предложенных идей по критериям, согласованным с компанией, были отобраны три".
К числу слабых сторон краудсорсинга специалисты относят в первую очередь неподконтрольность исполнителей. Иными словами, как отмечает бизнес-консультант, владелец портала pro-biznes.com Артем Михайлов, общение происходит не так, как с подчиненными в компании или организациями, работающими на контрактной основе. "Именно поэтому при краудсорсинге нельзя четко контролировать сроки исполнения, а также оговаривать какие-нибудь особые условия, которые могут влиять на выполнение задач, - замечает он. - Также сложно сохранить конфиденциальность некоторой информации, так как контакт происходит с многими людьми".
Еще один минус, по словам Игоря Березина, - растянутый во времени процесс производства товара или оказания услуги из-за длительных процессов согласований, многоступенчатых переговоров и т.д. "Два года назад один мой заказчик захотел провести вместе со мной 15 глубинных интервью с представителями компаний - смежников. У нас на эту работу ушло все лето. Вдвоем с моим помощником я мог бы провести аналогичную работу (без заказчика) за месяц", - рассказывает он.