"ДП" решил изучить, в каких сферах и при каких обстоятельствах бизнес использует детектор лжи.
Полиграф, который в 1970-х годах был взят на вооружение спецслужбами, сегодня активно используется бизнесом. По данным центра детекции лжи "Эксперт", число полиграфических проверок растет в нашей стране год от года. Правда это или нет, проверить сложно, так как официальных исследований на эту тему в России нет.
Чаще всего полиграф используется в розничной торговле, банковской и финансовой сферах, а также на предприятиях, в которых собственник или гендиректор - выходец из госорганов, привыкший к советским номенклатурным методам отбора персонала и контроля за ним.
"Тест на полиграфе обычно проходят сотрудники, работающие с наличными деньгами, а также на позициях топ-менеджеров", - говорит представитель "HeadHunter Санкт-Петербург" Ольга Шматко. По ее словам, тест на полиграфе позволяет на этапе собеседования выявить пагубные зависимости (азартные игры, алкоголь) и, таким образом, обезопасить компанию от возможных проблем в будущем.
Заставить сотрудников пройти тест на детекторе лжи - противозаконно. Однако в случае возникновения проблемной ситуации на предприятии, например утечки информации или кражи, служба безопасности может предложить пройти тест.
Отказ подозреваемого явно сыграет не в его пользу. Прибегать к услугам полиграфолога могут позволить только крупные компании: средняя цена 1 дня работы профессионала стоит в среднем 5 тыс. рублей. Причем проверка на детекторе лжи одного сотрудника может занимать 3-5 часов в зависимости от сложности ситуации и темперамента человека.
Компании, использующие детектор лжи, говорят об этом крайне неохотно. Так, в одной федеральной розничной сети рассказали, что имеют даже штатного полиграфолога.
"Необходимость проверки сотрудников на детекторе лжи возникает примерно раз в месяц, и никто не отказывается", - рассказали в этой сети. Чаще всего проверяют руководителей отделов закупки. "Ставят вопрос кардинально: либо иду на детектор, либо увольняюсь", - рассказал закупщик одной сети, отметив, что проверяют обычно пару раз в год.
В некоторых продуктовых сетях считают, что применение детектора лжи не лучшим образом сказывается на отношениях между подчиненными и руководством.
"Предложить сотруднику тест на детекторе лжи - нечто среднее между нарушением презумпции невиновности и провокацией", - считает управляющий петербургской компанией "ТД "Интерторг" (сети "Народная семья", "Идея", Spar) Олег Рыбаков.
"Это противоречит нашим внутренним ценностям, таким как доверие, партнерство, развитие", - говорит представитель сети "Ашан" в России Мария Уткина.
Применяют полиграф в двух крупнейших розничных компаниях - X5 Retail Group и "Магните". "Любая крупная компания с собственной службой безопасности использует полиграф либо приглашает специалистов, когда это необходимо", - говорит представитель Х5 Владимир Русанов. Проверяют сотрудников на полиграфе и в компании известного бизнесмена Андрея Рогачева, основателя сетей "Пятерочка" и "Карусель", а сейчас развивающего новую сеть магазинов "Верный".
Споры об эффективности полиграфа ведутся постоянно. Но точных исследований по предотвращению хищений при его помощи нет. "Полиграф - скорее некий сдерживающий фактор для сотрудников: а вдруг проверят, а вдруг узнают", - уверен генеральный директор "ЭксПро" (специализируется на аудите закупок) Олег Солтанов.