Программа развития транспортной системы Петербурга и Ленинградской области, принятая в апреле этого года, предусматривает строительство целого ряда искусственных сооружений.
Говоря о текущем состоянии рынка проектирования мостов, путепроводов и других искусственных сооружений Петербурга, нужно иметь в виду, что с завершением разработки проекта Западного скоростного диаметра основной заказ на проектирование новых сооружений в городе еще не выполнен. На сегодня имеются проекты сооружений, разработанные ранее: например, проект реконструкции Дворцового моста, проекты строительства Ново-Адмиралтейского моста через Большую Неву между 16-17 и 18-19 линиями Васильевского острова с выходом на Ново-Адмиралтейский остров и моста через Малую Неву в районе острова Серного. Также уже готовы проекты путепроводов на пересечении Дунайского пр. с Московским и Пулковским шоссе.
Однако сложившаяся в последнее время ситуация, когда городские власти отказываются от некоторых амбициозных планов середины 2000-х годов (таких, например, как строительство Орловского тоннеля под Невой), ставит под вопрос реализацию этих проектов.
Тем не менее программа развития транспортной системы Петербурга и Ленинградской области, принятая в апреле этого года, предусматривает строительство целого ряда искусственных сооружений. 18 июля 2012 года губернатор Петербурга Георгий Полтавченко объявил о возобновлении проекта строительства моста в районе острова Серный. Принято также решение о разработке двух поистине колоссальных проектов: трассы в створе Фаянсовой и Зольной ул. и дублера пр. Энгельса от Арсенальной наб. до Выборгского шоссе.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. ЗАО "Институт СТРОЙПРОЕКТ". На снимке: Репродукция Ново-Адмиралтейского моста через реку Нева в створе 17-18 линий В.О.
Оба проекта подразумевают строительство новых мостов: в створе Фаянсовой и Зольной ул. и от Смольной до Арсенальной наб. Кроме того, в рамках создания Кронверкского коридора, который пройдет от Финляндского пр. до Биржевого моста, планируется строительство тоннеля под Каменноостровским пр. у Троицкого моста.
Игроки рынка проектно-изыскательных работ признают, что конкуренция в этой области претерпела в последние годы значительные изменения. Во многих регионах России она серьезно усилилась. Для победы в тендерах участники идут на беспрецедентное снижение цен: скидки от начальной стоимости достигают 60%. В проектирование устремились новые люди, новые компании, зачастую имеющие административный ресурс.
К сожалению, шквальный демпинг отрицательно сказывается на качестве проектных работ. Зачастую компании, не имеющие достаточного опыта работы в этой области, выигрывают конкурсы только за счет низких цен. Конечно, для комиссии проще всего определить победителя по наименьшей стоимости работ. Однако специалистам такой подход кажется недальновидным.
"Если в начале 2000-х годов стоимость проекта составляла порядка 7-8% от сметы строительно-монтажных работ, то сегодня эта планка находится на уровне 1,5-3,5%. Не уверен, что это достижение для госбюджета, так как эта разница, как правило, всплывает при разработке рабочей документации и требует серьезной корректировки подрядчиком, а иногда и дополнительной экспертизы. Это стоит времени и денег", - говорит директор НП "Россо-Дормост" Кирилл Иванов.
"Стоимость проектных работ не так значительна по сравнению со стоимостью строительства, но принятые проектные решения могут в большой степени повлиять на долговечность и безопасность сооружения, на величину расходов по его эксплуатации, да и на саму стоимость строительства", - говорит директор по развитию ОАО "Трансмост" Николай Поликарпов.
Снижение цен на проектные работы постепенно может привести и к кадровому голоду в отрасли. Ведь зарплаты проектировщиков тоже падают, а из-за этого молодые специалисты могут покинуть проектные институты.
Фактически проектные организации до сих пор пользуются строительными нормами и правилами (СНиПами), разработанными еще в СССР. По своему назначению СНиПы перекликаются с европейскими стандартами для проектирования зданий и сооружений - так называемыми еврокодами.
Руководство страны уже давно поставило задачу гармонизировать СНиПы с еврокодами, чтобы лучше интегрироваться в европейское сообщество. В рамках процедур, предусмотренных ФЗ "О техническом регулировании", планируется принять еврокоды в качестве национальных стандартов, правда, с учетом национальных интересов и территориальной специфики. Однако эта большая работа ведется пока только на уровне дискуссии. Единственное, что удалось сделать за последние годы, - перевести европейские нормы на русский язык.
В последние годы самой заметной тенденцией в проектировании мостов становится усиление внимания к их внешней привлекательности. Заказчики больше не рассматривают мост только как средство перебраться на другой берег, а хотят за свои деньги получить архитектурно выразительное сооружение. "Сейчас архитектура все больше и больше привлекает внимание заказчиков", - убежден Николай Поликарпов.
Понятно, что рост требований к эстетике искусственных сооружений особенно актуален для Петербурга, где примитивная и невыразительная конструкция просто не впишется в архитектуру старого города.
Примером удачного воссоздания прежнего архитектурного облика может служить реконструкция Благовещенского моста (бывший мост Лейтенанта Шмидта), проведенная в 2005-2007 годах по проекту ЗАО "Институт Стройпроект". Тогда первому постоянному мосту через Большую Неву вернули наконец-то прежние арочные очертания, измененные в ходе реконструкции 1938 года.