10:3506 ноября 201210:35
649просмотров
10:3506 ноября 2012
Николай Тютюнников, совладелец и генеральный директор холдинга "Каравай", считает, что если правительство вмешивается в ценообразование отрасли, то должно помогать этой сфере. Одними из самых острых проблем топ–менеджер называет возвраты от сетей непроданной продукции и высокие ставки на кредиты.
В августе вы закрыли сделку по покупке Самарского хлебозавода №5. Почему именно в Самаре?
—Во–первых, Самара — это густонаселенный регион, во–вторых, этот город входит в четверку регионов с высоким уровнем доходов населения. Кроме того, мы уже более полутора лет находимся в партнерских отношениях с Самарским хлебозаводом.
Мы на этом хлебозаводе установили автоматы по производству сушки, передали свою технологию изготовления, обучили персонал, и для нас это предприятие производило продукцию под брендом "Невская сушка".
Мощность Самарского хлебозавода — 100 т в сутки. Но он загружен в настоящее время лишь на 30%.
—В течение 2 лет мы планируем произвести частичную замену физически устаревшего оборудования на современное, что позволит нам улучшить качество продукции и расширить ассортимент.
Часть изношенных мощностей просто будет выведена из эксплуатации. Уже заказано новое оборудование, после чего планируем загрузить мощности полностью.
На фото: Генеральный директор ОАО «Каравай» Николай Тютюнников
Еще кого–то планируете приобрести?
—В настоящее время нет. В первую очередь нам надо реализовать те возможности, которые есть на Самарском хлебозаводе. А потом будем рассматривать дальнейшие шаги.
В настоящее время мы работаем над проектом развития кондитерского направления, увеличиваем наши производственные мощности.
Какая рентабельность хлебобулочного производства?
—Сегодня рентабельность продаж хлебобулочных изделий составляет менее 9%. Пять лет назад рентабельность хлебного производства составляла более 11%.
Это снижение связано с удержанием цен на так называемые социальные сорта, несмотря на то что себестоимость производства растет из года в год. И в нашем ассортиментном портфеле их доля составляет 15%.
Какой объем инвестиций запланирован на этот год?
—300 млн рублей. Это без учета суммы сделки по приобретению Самарского хлебозавода, ее мы не разглашаем.
На развитие заемные средства привлекаете?
—Да, привлекаем.
Под какой процент сегодня банки дают кредиты в вашей отрасли?
—Под 13–18%.
Государство должно помогать вашему сектору? Например, предоставлять льготное налогообложение,
инвестиции?
—Если государство не вмешивается в ценообразование, то никому оно не должно помогать. А если вмешивается, то уж будьте добры!
На сегодняшний момент сложилась такая ситуация, при которой страдают только производители хлеба. В настоящий момент, да и ранее, все принимают и понимают причины, из–за которых происходит рост цен на зерно и, естественно, на муку. Но никто не понимает и просто не хочет понимать повышение цен на хлеб.
В этом году рост цен на муку составил 35–43% в зависимости от сорта. А ведь для производства хлеба нужен еще и газ, и электричество, и инфляция никуда не делась.
Еще хотелось бы обратить внимание правительства на сохранность хлебных ресурсов, раз уж речь в нашей стране сейчас идет о неурожае зерновых.
Сегодня возвраты годной к реализации хлебобулочной продукции из торговли на нашем предприятии составляют 8,63%, то есть 22 тонн ежедневно.
То есть торговые сети неправильно просчитывают объем заказа, в связи с чем заказывают больше, чем могут реализовать. Происходит перезатарка, а потом они возвращают непроданную продукцию.
Примерно такой же процент возвратов и на других предприятиях города. А это значит, что в день потери муки по городу составляют 49 тонн, в год — 17 900 тонн.
В Москве потери в год составляют около 50 тыс. тонн муки. Нетрудно подсчитать и потери по стране. Я думаю, есть над чем задуматься правительству.
Сейчас Россия вошла в ВТО. Цены на энергоносители, бензин и вот уже на муку приближаются к европейским. Однако цена на хлеб остается ниже европейской в 3–4 раза.
При таком ценообразовании и уровне процентных ставок на кредиты российское хлебопечение не выдержит конкуренции с зарубежными производителями хлеба.
Поэтому правительство пусть само себе ответит на вопрос, надо ли помогать российским хлебопекам.
С внедрением современного оборудования число персонала на производствах снижается?
— Компания развивается, естественно, растет и численность работников. Пять лет назад, когда мы приобрели акции ОАО "Кушелевский хлебозавод", предприятие выпускало 15 т продукции в сутки. Сейчас — 45–50 т продукции в сутки.
Но численность работников растет не только из–за роста компании. Мы все с вами помним, что 10–15 лет назад на прилавках магазинов лежала продукция в неупакованном виде.
Сегодня вся продукция упакована в яркие красивые пакеты. Перед упаковкой продукция охлаждается на специальных конвейерах в климатических камерах, затем на автоматах она режется на ломтики и упаковывается в пакеты. То есть хлебозаводами приобретается дополнительное оборудование, на котором работают операторы и которое должно обслуживаться техническим персоналом.
Но ведь и это еще не все. Сегодня продукцию надо продать. А для этого необходимы торговые представители, супервайзеры, мерчендайзеры, маркетологи, бренд–менеджеры.
Сегодня невозможно представить работу всех категорий работников без персональных компьютеров и необходимых программных продуктов. Для поддержания и сопровождения всего этого также нужны специалисты.
Где еще, кроме Петербурга и Ленобласти, представлена продукция "Каравая"?
—Хлебобулочная продукция с коротким сроком хранения — это Северо–Запад, Москва и Московская область. Что касается продукции с длительным сроком хранения (сушки, баранки), то она представлена по всей России — от Калининграда до Южно–Сахалинска.
С прошлого года мы начали поставки сухаро–бараночной продукции на рынки дальнего зарубежья — в Германию, США. Основные потребители — это наши соотечественники, проживающие за границей.
Но самым приоритетным рынком для нас остается Северо–Западный федеральный округ.
Какой процент идет на экспорт?
—Меньше 1%. Планируем увеличить эту долю до 3%. В первую очередь за счет увеличения поставок на рынки ближнего зарубежья.
Какие направления планируете увеличивать?
—Планируем увеличивать долю высокомаржинальных хлебов.
Еще очень перспективно направление замороженных полуфабрикатов, сейчас эта доля в общем объеме производства пока 2%. За год рост в компании по этому направлению составил 40%, при том что в целом этот рынок растет на 15–20% в год. В настоящее время мы работаем по заморозке с HoReCa — до 95% поставляем в рестораны и кафе, и только 5% — в розницу. В ближайшие 3–5 лет планируем увеличить долю замороженных полуфабрикатов с 2 до 10% в общем объеме производства. Для примера: на Западе в компаниях доля такой продукции в портфеле не менее 20%.
У компании есть несколько фирменных магазинов. Насколько они эффективны?
—Это не очень доходный бизнес. Но фирменные магазины позволяют нам вести различные маркетинговые исследования, в них мы обкатываем наши новинки и потом с учетом анализа продаж принимаем решение о поставках в розницу. Сегодня у нас пять фирменных магазинов, все они расположены на собственных площадях. Мы решили изменить концепцию торговых точек и переделали их из обычных магазинов по продаже хлебобулочных изделий в кафе–кондитерские. В наших планах — увеличить собственную сеть до 20 кондитерских, открывая каждый год по два–три объекта.
Какой процент продукции вы продаете через сети? Проблем при работе с ними не возникает?
—Сегодня с федеральными сетями мы работаем как партнеры. Они знают наши возможности, а мы — их потребности. Через них мы реализуем 80% нашей продукции, примерно 3–4% — через наши кафе–кондитерские, остальная доля товара продается через мелкие, независимые магазины.
Как, по–вашему, будет развиваться рынок в ближайшие несколько лет?
—Если верить статистике, то происходит сокращение потребления хлебобулочной продукции на 2–3% в год. Но лично я не знаю, учитывает ли статистика выпуск хлеба мини–пекарнями, которых и количество точно не знает никто, учитывается ли выпуск хлеба пекарнями при гипермаркетах; как учитывается продукция, выпускаемая булочными–пекарнями.
Все больше и больше людей сейчас питается в кафе, ресторанах, пиццериях, которые также выпекают продукцию самостоятельно для своих посетителей. Я с уверенностью могу сказать, что падает потребление ржаных и ржано–пшеничных хлебов, хотя эти хлеба и находятся в низком ценовом диапазоне.
Но в то же время за последние годы наметился тренд потребления продукции с улучшенными свойствами, например хлеба с различными добавками, полезными для здоровья. Этот сегмент активно растет последние 2–3 года, примерно на 3–5% ежегодно, хотя и цена на эту продукцию высокая. И в ближайшие несколько лет этот рост сохранится. Не исключаю возможность перехода ржаного хлеба в высокоценовой сегмент. В Европе сейчас открываются магазины по продаже продовольственных товаров, произведенных только на натуральном сырье.
Считаю, что у нас в России самый полезный, самый натуральный и вкусный ржаной хлеб. Он сейчас незаслуженно недооценивается.