Дорогой товарищ Костин

Автор фото: итар-тасс

Forbes составил рейтинг самых высокооплачиваемых топ-менеджеров российских компаний. На первом месте оказался глава ВТБ Андрей Костин, заработавший за 2011 год $30 млн. Однако эту информацию уже опровергли в пресс-службе банка. Но сверхдоходы руководства в госсекторе — ни для кого не секрет.

Forbes впервые составил рейтинг руководителей российских компаний с самой большой зарплатой. Издание проводило расчеты на базе отчетности 70 крупнейших по выручке за 2011 год предприятий за исключением тех компаний, которыми управляют собственники. Итоговая цифра компенсации каждого руководителя учитывает непосредственно зарплату, а также процент от прибыли компании и бонус. Также в расчеты вошли возможные выплаты топ-менеджерам за рубежом.
На первом месте оказался глава банка ВТБ Андрей Костин с зарплатой в $30 млн — эксперты Forbes отмечают, что зарплата руководителя находится на уровне его зарубежных коллег. Для сравнения, глава JPMorgan Chase&Co Джеймс Димон получил за 2011 год $42 млн, а второе место в иностранном топе занял Ллойд Бланкфейн, топ-менеджер Goldman Sachs Group, с зарплатой в $21,7 млн. Однако первый банк в 10 раз больше ВТБ по активам и в шесть раз превосходит его по чистой выручке.
Следующие четыре места также отданы на откуп госкомпаниям: на втором и третьем месте оказались руководитель "Газпрома" Алексей Миллер и глава "Роснефти" Игорь Сечин, зарплата которых за прошлый год составила одинаковые $25 млн. На четвертом месте обосновался еще один банкир — глава Сбербанка Герман Греф, зарплата которого оказалась вдвое меньше его топового коллеги Андрея Костина — всего $15 млн. Впрочем, эксперты уверены, что руководитель не так обижен судьбой, как может показаться, и еще дополнит свои доходы опционными программами.
Закрывает топ-5 еще один банкир — Михаил Кузовлев, председатель правления Банка Москвы, входящего в группу ВТБ, который в 2011 году также получил $15 млн. В пресс-службе ВТБ приведенные объемы зарплат Костина и Кузовлева оперативно опровергли. Представитель компании указал на цифры из отчета банка за 2011 год, из которого следует, что все руководство группы получило 5,7 млрд рублей.
"Малопрозрачная методика расчетов экспертов заставила издание встать на зыбкую почву домыслов и предположений. Можно сказать, что цифра взята буквально "с потолка". Forbes считает, что Андрей Костин и Михаил Кузовлев вместе заработали почти четверть всех доходов своих коллег. По логике издания, видимо, члены правления ВТБ вынуждены доплачивать за честь работы в одной команде с Костиным", — иронизируют в банке.
Forbes и сами отмечали, что при составлении российского рейтинга были определенные сложности — из исследовавшихся 70 компаний лишь одна, X5 Retail Group, полностью опубликовала данные о зарплате своего руководства. Остальные компании, даже публичные, таких данных не указывают. Это, кстати, никакого удивления у экспертов не вызывает.
"В обществе еще не сложилось нормальное отношение к топ-менеджерам, которые получают высокий доход. Публикация информации о сверхдоходах руководителей может быть негативно воспринята в обществе, тем более в госкомпаниях. Получается, у кого-то $30 млн зарплата, а у кого-то — $300. Если бы у нас не было такого перекоса в зарплатах — все эти данные публиковались бы гораздо охотнее. В Америке или Европе разрыв меньше, поэтому там к этим цифрам относятся гораздо спокойнее", — отмечает Виктор Марков, старший аналитик ИГ "Капиталъ Управление активами".
Не удивляет экспертов и тот факт, что весь топ-5 оккупирован руководством госкомпаний. Из частных компаний в топ-10 удалось пробраться лишь четырем компаниям. На шестом месте оказался глава инвестиционного фонда "ОНЭКСИМ" Дмитрий Разумов с $12 млн зарплаты, восьмом и девятом — глава USM Holding Иван Стершинский и руководитель "Норникеля" Владимир Стржалковский с $10 млн, 10-е место занял глава АФК "Система" Михаил Шамолин. Эксперты считают, что группа ВТБ, "Газпром", "Роснефть" и Сбербанк вполне могут себе позволить такие выплаты своим топ-менеджерам.
"Госсектор сейчас играет очень существенную роль в экономике страны, причем со времени кризиса она только росла — государство стало и более активным собственником, и больше вмешивается в экономическую жизнь страны, в том числе за счет реформ. Реформа — это изменение правил игры, а значит, тоже значительное влияние на рынок. Поскольку в результате этих процессов самыми крупными компаниями оказались государственные, они могут себе позволить такие зарплаты руководства", — считает Евгений Надоршин, старший аналитик АФК "Система".
В то же время специалисты отмечают, что более высокие зарплаты в госсекторе носят и несколько вынужденный характер. Так государство сражается за эффективных менеджеров.
"Частные компании принадлежат акционерам, и, как правило, они и руководят бизнесом непосредственно. Государственные компании в каком-то смысле вынуждены увеличивать зарплату, чтобы их топ-менеджмент в зарплатном плане был конкурентоспособен с олигархами-частниками. Госкомпании сейчас, конечно, наиболее финансово обеспечены. Многие компании монополизировались в своем секторе и за счет этого могут привлекать лучших руководителей на высокие зарплаты", — уверен Юрий Новиков, гендиректор УК "Солид-Менеджмент".