Виктор Евтухов: Лишить ретейлеров лазеек

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов в своем первом интервью на новом посту рассказал о том, какие новшества ждут ретейлеров в будущем году и почему министерство ратует за ограничение продажи табака мелкой розницей. Он признался, что скучает по родному городу, но лоббировать отдельные интересы считает непрофессиональным в государственном управлении.

Какие проблемы, на ваш взгляд, стоят перед ретейлерами? Стоит ли им ожидать каких-то нововведений в будущем году?
— Сейчас в правительство РФ внесен пакет поправок в закон о торговле. Думаю, что при их разработке нам удалось сохранить баланс интересов как торговых сетей, так и поставщиков.
Например, уточняются условия заключения договора о поставке и целый список запретов о включении в него избыточных финансовых обязательств. За подобное правонарушение согласно внесенным в КоАП изменениям предприятия торговли должны будут заплатить до 5 млн рублей. Такой же штраф будет и за нарушение порядка ценообразования. Хотя, учитывая российскую изобретательность, нужно быть готовым, что список подобных запретов будет и в будущем корректироваться.
Для чего? Чтобы у сетей не было соблазна, используя лазейки в законодательстве, диктовать условия своим поставщикам. Это влияет на окончательную цену товара и бьет по кошельку покупателя.
Понятно, что есть поставщики, которые сами способны диктовать условия (крупные производители молочных продуктов и косметические компании), но их немного.
Еще есть предложение Ассоциации компаний розничной торговли. Сейчас все торговые точки с залами самообслуживания страдают от убытков, связанных с кражами. Предполагается отнести их на расходы и не платить с них налог на прибыль, но для этого необходимо провести следственные действия по каждому такому случаю, получить документы, установить факт воровства. В реальности это практически невозможно: зачастую кражи выявляются только в процессе ревизии. В ряде стран размер допустимого списания вообще не регулируется.
Минфин по поручению правительства предложил относить на эти расходы 0,5%, мы же считаем, что необходимо предусмотреть 0,75 %. Тем более для предприятий торговли это будет стимулом для инвестирования этих средств в развитие бизнеса.
Выручка мелкорозничной торговли формируется во многом именно за счет торговли табаком и алкоголем. Запрет автоматически приведет к нерентабельности. Может, по борьбе с курением и алкоголем стоит принимать какие-то другие меры?
— Нельзя ориентироваться только на продажу этих двух видов товаров и за счет этого выживать.
Во многих странах алкоголь и табак продаются в специализированных магазинах. Это государственная политика, и, я считаю, абсолютно правильная.
В мелкорозничной торговле выявляется много поддельного алкоголя и табака. Нас пытались обвинить в лоббизме со стороны торговых сетей, но для этого нет никаких оснований.
Есть данные Роспотребнадзора: на киоски и ларьки приходится большая часть нарушений правил торговли. За 3 года из 70 тыс. проведенных проверок 90% приходится на индивидуальных предпринимателей, из них 70% — при осуществлении ими торговой деятельности через киоски, ларьки.
По данным общественных организаций, объекты мелкой розницы чаще всего продают сигареты и пиво несовершеннолетним. Именно на этот сектор приходится до 90% подобных правонарушений.
В крупных сетевых магазинах сейчас попробуйте купить алкоголь после 23 часов. Это невозможно, потому что несоблюдение запрета означает потерю лицензии. В конце концов, это очень большие убытки, поэтому сети очень жестко соблюдают этот закон.
Нехватка кадров — острый вопрос для розничной торговли. Что вы собираетесь предпринять в этом направлении?
— Экономически активное население работать в торговых сетях вообще не хочет, хотя в крупных сетях зарплаты соответствуют среднерегиональным. Так или иначе, это считается работой низкоквалифицированной и непрестижной.
На самом деле и руководителей, которые могли бы работать эффективно, тоже недостаточно. У нас сегодня все юристы, экономисты, а здесь все-таки есть своя специфика. Мало быть экономистом, чтобы работать на предприятии торговли.
С 2007 года на предприятия торговли, где продается алкоголь, нельзя привлекать работников-мигрантов. Вместе с тем отрасль испытывает острый дефицит линейного персонала, особенно в крупных городах. Сети нашли свой выход из ситуации — приглашать компании на аутсорсинг.
Федеральная миграционная служба стала предъявлять претензии, она не признает здесь никакие услуги, никакие договоры.
Эта проблема обсуждалась на заседании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, где было решено установить квоту в размере 25% для работников-мигрантов.
Вопрос по поводу продажи безрецептурных лекарств через сети довольно актуален.
— Естественно, вначале речь пойдет о безрецептурных, самых простейших лекарствах.
Безусловно, это будет способствовать росту конкуренции в этой сфере и, возможно, снижению цены на ряд препаратов.
В любом случае здесь мы отстаиваем интересы потребителей. Если ты пришел в магазин за продуктами и тебе необходимо купить какие-то самые простейшие препараты — почему это нельзя сделать сразу?
Однако допустить продажу сразу широкого ассортимента очень опасно из-за проблемы контрафакта. У нас проблема лекарственного контрафакта стоит очень остро, но я не буду называть цифры, чтобы никого не шокировать.
Большинство производителей проклинают 94-ФЗ о госзакупках. Что-то планируется сделать в этом направлении?
— Сейчас готовится ряд серьезных поправок в федеральное законодательство. Я надеюсь, что это будет закон, который позволит найти золотую середину, чтобы все были довольны: и предприниматели, которые могут честно конкурировать между собой, и государство, которое сможет минимизировать проявления коррупции и получать качественный товар или качественную услугу.
До 94-ФЗ было еще хуже. Система была коррумпирована: брали только своих, отдавали заказы только своим, кто не подходил под эту категорию — тех дисквалифицировали.
Сейчас впали в другую крайность: электронные торги выигрывают фирмы, которые вообще не имеют ни финансов, ни офисов, они получают авансы, пропадают, плохо выполняют свои обязательства.
Есть ли уже жалобы от местных производителей на последствия вступления России в ВТО летом нынешнего года? Жалуется ли кто-нибудь на демпинг?
— Я считаю, Россия присоединилась к ВТО на наиболее оптимальных для себя условиях.
ВТО — не какая-то пилюля от всего: вот мы присоединились — и у нас все хорошо, все живут теперь замечательно, все процветают. Нет. Мы усиливаем конкуренцию как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Негативные моменты есть, но никуда от этого не деться: мир глобализируется, страны свободно торгуют между собой, мы не можем оставаться на задворках истории.
С другой стороны, мы боремся за то, чтобы наши предприятия активнее внедряли новые технологии и новые форматы и действительно доказывали, что они готовы на серьезном уровне конкурировать со своими контрагентами, условно говоря, из других стран.
Что касается отраслей, которые сильно могут быть подвержены воздействию, — это автомобильная, легкая, лесная промышленность, сельхозмашиностроение, ну и химическая промышленность.
Для сельского хозяйства предусмотрено дополнительное субсидирование, применение преференциальных механизмов госзакупки и проведение систематического мониторинга объемов импорта "чувствительных" товаров.
Развитие автопрома было достигнуто в том числе и за счет применения господдержки. Этот тренд мы, безусловно, должны сохранить, и ряд мер уже предпринят: например, субсидирование перевозок автомобильной техники на Дальний Восток.
Сейчас в Смольном проходят серьезные кадровые перестановки. За ними власти почему-то не успели принять закон о патенте. А в Ленобласти, к примеру, успели. Можете ли вы на это повлиять?
— Нет, к сожалению. Патенты мы обсуждали еще тогда, когда я работал в петербургском парламенте. Федеральный закон дает право субъектам самим принимать решение: вводить патенты или не вводить, вводить ли все виды патентов, которые подпадают под действие закона.
Я считаю, предпринимательскому сообществу надо проявить свою активность, и, если им необходимо введение этой системы, надо собираться и вести диалог с властью, с губернатором, с теми, кто отвечает за развитие предпринимательства в городе. А если их по каким-то причинам не услышат, тогда уже обращаться на федеральный уровень.
Как вы считаете, насколько состоятелен институт уполномоченного по правам бизнеса?
— Борис Титов, конечно, великолепно разбирается в этих вопросах. Не могу сказать, что мы плотно с ним сотрудничаем, — слишком мало времени он находится на этом посту (указ о назначении был подписан президентом 22 июня 2012 года. — "ДП".)
Время покажет, насколько эффективна его деятельность. Но то, что такой человек появился, — это здорово, это говорит о том, что власть хочет слышать бизнес.
Когда кто-то из петербургских политиков или чиновников уходит в федеральное ведомство, все ждут, что будут какие-то особые преференции городу. Что петербуржцам стоит ждать от вас?
— "Своим — все, остальным по закону" — самый вредный, опасный и непрофессиональный подход к государственному управлению.
Интересам Петербурга я служил 12 лет: сначала на посту депутата парламента, потом 1,5 года в качестве сенатора от правительства города. Благосостояние города тесно связано с ростом экономики всей страны, разделять их не стоит.
Вы уже несколько лет живете в Москве. Как часто теперь вы бываете в Петербурге?
— В последнее время это редко удается. Даже выходные дни предполагают определенный рабочий график, когда есть возможность в тишине поработать с документами. В рабочие дни это невозможно сделать, потому что с самого утра и до вечера совещания, встречи, обсуждения.
Кроме того, выходные хочется провести с семьей и с младшей дочерью. Но старшая дочь, мама и близкие друзья живут в Петербурге, поэтому приходится так или иначе разрываться между двумя городами.
Естественно, с точки зрения комфорта, уюта, архитектуры, энергетики мне роднее Петербург. Мысленно вспоминаю слова Александра Розенбаума: "Но коль выпало мне питерцем быть, никогда Москва не будет родной". С другой стороны, в Москве есть другие преимущества, другие ощущения, которые для меня важны: скорость принятия решений, возможность более эффективно самореализоваться. Здесь очень много достойных людей, круг общения очень широкий.
Многие руководители, мои коллеги активно занимаются спортом, играют в хоккей, футбол. К сожалению, происходит это только поздно вечером.
 
 

Биография

Виктор Евтухов

> Родился в 1968 году в Ленинграде.
> В 1993 году окончил Ленинградский финансово–экономический институт.
> В 2002 году окончил юрфак СПбГУ, в 2004 году — магистратуру факультета международных отношений СПбГУ.
> С 1998 по 2009 год — депутат ЗС СПб.
> В 2009 году назначен членом Совета Федерации от правительства города.
> Февраль 2011 — сентябрь 2012 года — заместитель министра юстиции РФ.
> С сентября 2012 года — заместитель министра промышленности и торговли.

 
 

 
 

Полномочия

Работа в Минпромторге

> Формирование государственной политики и правового регулирования внутренней торговли, общественного питания, бытового обслуживания;
> Разработка мер поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
> Оформление прав на результаты интеллектуальной деятельности.
> Выработка государственной политики по участию России в ВТО.
> Проведение расследований, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров.