В первые полгода правительство Дмитрия Медведева только "раскачивалось", но теперь уже пришло время работать в полную силу, считает Владимир Путин. На последней в этом году встрече с министрами он напомнил им их главную задачу: выполнять его предвыборные обещания.
В четверг Владимир Путин провел традиционную предновогоднюю встречу с министрами, подвел итоги работы правительства в уходящем году и напомнил министрам об их задачах на следующий год.
Работу правительства Путин оценил не слишком высоко. Он слегка завуалированно, но все же вполне доступно сказал, что в первые полгода правительство проходило "этап становления" (по другой формулировке – "начальный этап").
Теперь этому периоду следует закончиться, а правительству – работать в полную силу, полагает президент: "Я очень рассчитываю на то, что все с осознанием того, что этот начальный этап закончен, в полную силу развернут все свои возможности – интеллектуальные, организационные, административные – и без дальнейшей раскачки приступят к совместной работе".
Что именно следует делать, Владимир Путин тоже сказал: выполнять данные им перед выборами обещания: "Люди шли в свое время на выборы, голосовали не только за конкретного кандидата в Президенты, но и за программу, которую мы вместе с вами формулировали. И поэтому, безусловно, нужно нацелиться на то, чтобы мы все вместе работали над исполнением этих предвыборных обещаний. Не может быть так, чтоб Правительство работает само по себе, а обещания, данные стране, сами по себе".
У правительства могут быть и свои собственные идеи, допускает президент. Но это допустимо только в тех случаях, когда идеи министров не противоречат общениям президента.
"Здесь никакого раздвоения, конечно, быть не может, мы все движемся в одном направлении", — согласился в ответном слове и Дмитрий Медведев.
Не забыл Путин напомнить и о том, что работать следует слаженно: "Очень важным фактором успешной работы является, безусловно, и координация: координация действий между министерствами и ведомствами, между Правительством и Федеральным Собранием, между обеими палатами Федерального Собрания (и Государственной Думой, и Советом Федерации) и, разумеется, координация между Правительством и Администрацией Президента". Федеральное собрание относится к другой ветви власти, но это, конечно, никого не смущает.
Бонусом этой слаженности будет длительность работы правительства в нынешнем составе. Слова президента можно трактовать как обещание не отправлять кабинет министров в отставку до 2018 года: "У нас и за предыдущие четыре года сложилась весьма эффективная система взаимодействия между Администрацией Президента и Правительством. Надеюсь, что эта традиция будет продолжена и на ближайшее будущее, имею в виду весь наш срок работы в рамках конституционного срока".
Правда, коснется это уже не всех министров. В те же минуты, когда Путин делал это заявление, свое заявление сделал представитель Следственного комитета Владимир Маркин. Он сообщил о вызове на допрос экс-министра обороны Анатолия Сердюкова. Он станет вторым допрошенным в этом году бывшим членом кабмина вслед за экс-министром сельского хозяйства Еленой Скрынник.
Есть и другие вопросы относительно предполагаемой "слаженности" работы правительства. Олег Говорун ушел с поста министра регионального развития – ему, по признанию Путина, работать в правительстве не понравилось. Уровнем ниже отставок еще больше: на прошлой неделе стало известно о добровольном уходе главы Росстроя Владимира Когана.
Политологи полагают, что корень проблемы – в двусмысленной роли правительства. С одной стороны, разговоры о слабости кабинета министров и его главы стали уже общим местом. С другой стороны, есть мнение, что Дмитрию Медведеву дано обещание, что он будет премьер-министром, и что пересматриваться это обещание не будет.
Путин работой правительства недоволен, но меняться ничего не будет, Медведев останется премьер-министром, уверен политолог Станислав Белковский. Медведев останется премьером, соглашается политолог Михаил Виноградов, — но, возможно, проблема неэффективности работы правительства будет решена другим способом, а именно — перераспределением властных полномочий.