Президент Дагестана Магомедсалам Магомедов отправлен в отставку, исполняющим его обязанности назначен Рамазан Абдулатипов. Главные претензии Кремля к Магомедову были в том, что он не примирял разные группы влияния во взрывоопасным регионе, а лоббировал интересы одной конкретной группы.
Президент Дагестана Магомедсалам Магомедов отправлен в отставку. Соответствующий указ подписал Владимир Путин. Временно исполнять обязанности главы Дагестана будет Рамазан Абдулатипов. Магомедсалам Магомедов, в свою очередь назначен заместителем главы администрации президента РФ.
Кадровые перестановки в Дагестане ожидались. В последнее время политическая напряженность в республике возросла настолько, что местные депутаты, главы муниципальных образований и республиканских ведомств на минувшей неделе собирались в Махачкале и просили у Кремля внести ясность в вопрос о возможной отставке Магомедова.
Часть депутатов предлагали потребовать от Москвы не решать дагестанские вопросы без их обсуждения в Дагестане. Однако настолько радикальная позиция не получила поддержки большинства. В свою очередь, Магомедов почти неделю провел в Москве, ожидая встречи с Путиным. Встречи так и не состоялось, а экс-глава республики был отправлен в отставку.
Политологи связывали назначение Магомедова с лоббистскими успехами бизнесмена Сулеймана Керимова. Однако "навести порядок" в Дагестане Магомедову, по мнению Кремля, так и не удалось. Наблюдатели говорили о его высоком антирейтинге, высокой безработице, невыполнении важных обещаний (в частности, о развитии так называемого Каспийского прибрежного кластера, где можно было бы трудоустроить значительную часть безработных).
Читайте также:
Правительство Дагестана возглавил Мухтар Меджидов
Поводом для отставки стало убийство республиканского федерального судьи Магомеда Магомедова. Экс-президент республики не контролирует ситуацию в регионе, резюмировали в Кремле. В частности, он так и не смог найти общий язык с представителями многочисленных этнических групп, равно как и с представителями федеральных ведомств в республике.
Еще одной причиной отставки стал вопрос о местных выборах. В настоящее время в России формально работает институт губернаторских выборов (хотя выдвижение кандидатов осложнено). В последнее время в Кремле все чаще стали говорить о том, что в ряде регионов, прежде всего на Кавказе, выборы проводить не надо, потому что это дестабилизирует ситуацию.
Соответствующий законопроект (дающий регионам право вернуться к назначению губернаторов) уже рассматривается в Госдуме. Магомедсалам Магомедов, вопреки генеральной линии партии, заявил, что главу республики вполне можно выбирать всенародным голосованием, видимо, рассчитывая эти выборы выиграть. В Кремле решили иначе.
Рамазан Абдулатипов работал в республиканских и федеральных органах власти еще в советское время. Наблюдатели считают, что именно его опыт в решении межнациональных конфликтов и стал главной причиной его назначения: в Москве надеются, что авторитетный политик станет медиатором и примирителем противоборствующих ныне местных групп влияния.
Смена президента республики – не окончательное решение проблемы, убежден старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Вадим Муханов. У главы региона нет достаточных полномочий, чтобы изменить ситуацию в одиночку. А борьба группировок настолько серьезна, что заставляет опасаться гражданской войны.
Отчасти смена президента Дагестана связана с борьбой групп "за место под солнцем", продолжает эксперт. Но чем закончилась эта борьба, неясно: Магомедсалам Магомедов будет заниматься в администрации президента, вероятно, именно кавказской темой, так что говорить о полной утрате влияния не приходится.
Политолог Вячеслав Никонов, в свою очередь, отмечает, что Дагестан – самый сложный в России субъект федерации с точки зрения политики: "Там 35 национальностей. И там никогда не было выборов. И там нужен очень тонкий переговорный процесс и балансировка. А учитывая, что это самое уязвимое место с точки зрения возможного проникновения бандформирований, значимость тем более усиливается".
Одним из важных факторов стал возраст бывшего и нынешнего глав Дагестана, говорит Никонов: Магомедову 49, и это по кавказским меркам слишком мало, Абдулатипову же – 67. "Главное, что у него хороший опыт решения межнациональных проблем, — отмечает эксперт. – И, в отличие от своего предшественника, он является политиком, умеет выстраивать отношения со всеми группами – что ему и предстоит делать — а не лоббировать чьи-то интересы".