Производители алкоголя в этом году будут работать в условиях резкого повышения цен на свою продукцию
В этом году участники алкогольного рынка сполна ощутят на себе последствия всех нововведений, приготовленных для них законодателями в прошлом году. Спор водочного и пивного лобби о том, какой алкоголь полезнее для россиян, закончился проигрышем обеих сторон. Меры, призванные сократить потребление как крепкого, так и слабого алкоголя, заставят понервничать всех без исключения производителей.
Пиво наравне с водкой
Первым шагом было внесение изменений в закон "О рекламе", которые фактически приравняли пиво к крепкому алкоголю. На напиток из солода и хмеля стали распространяться ограничения, которые уже действуют на крепкий алкоголь.
В итоге реклама пива полностью исчезла из телевизионного и радиоэфира, с носителей наружной рекламы. Остался единственный доступный для продвижения канал — непосредственный контакт с потребителем в местах продажи.
На фото: Ресторан "Академия", акция модного дома Танцуриной Ирины и новой торговой марки Golden Moskow от "Ливиз". Рюмки с водкой, звезда.
Следующим ударом для отрасли стали поправки к закону "О регулировании производства и оборота алкогольной продукции", которые также вступили в силу летом прошлого года. Было запрещено продавать в розницу пивные напитки, содержащие более 5% этилового спирта, с 23:00 до 08:00. А с 1 января 2013 года запрет распространяется на все пиво вне зависимости от градуса. Кроме того, теперь пиво нельзя продавать в магазинах, чья площадь составляет меньше 50 м2.
Правда, эксперты отмечают, что по петербуржцам эта мера ударила не так сильно, как по жителям других российских регионов. Киоски еще в бытность Валентины Матвиенко были практически уничтожены как формат благодаря планомерной борьбе с неорганизованной розницей.
В борьбе за здоровье
Чтобы сократить потребление алкоголя и заодно пополнить бюджет, правительство в 2013 – 2015 годах будет повышать акцизы на десятки процентов ежегодно.
С 1 января 2013 года ставка акциза на алкогольную продукцию крепче 9% выросла на 33%, с 300 рублей за 1 литр спирта до 400 рублей, в результате минимальная розничная цена на водку повысится со 125 до 170 рублей за 0,5 л.
Резкое удорожание крепкого алкоголя на полке сделало выгодным производство контрафактного алкоголя.
Основные производители крепкого алкоголя в Петербурге и области — "Ладога" и "Русский стандарт". Еще один участник алкогольного рынка — ЗАО "Ливиз", основанное еще в 1897 году, в конце прошлого года было признано банкротом.
Объемы производства алкоголя по итогам 2012 года вырастут, ожидают эксперты. Но позитивная статистика связана с попыткой производителей максимально смягчить для себя последствия повышения цен: в конце года многие производители запасали готовую продукцию впрок.
Дальнейшие же прогнозы самые печальные. "В течение 2013 года в России сократится и количество марок водки с 2 тыс. до 700, и количество самих легальных производителей — со 110 до 80", — ожидает Максим Черниговский, глава Клуба профессионалов алкогольного рынка Петербурга.
Без контрафакта
Борьбой с контрафактом озаботились в прошлом году и производители шампанского. Они настаивают на том, чтобы законодатели установили минимальную цену на игристые вина — по тому же принципу, по которому отрегулированы минимальные цены на водку, коньяк и бренди. По данным участников рынка крепкого алкоголя, эта мера помогла существенно ограничить производителей контрафакта, которые потеряли главное конкурентное преимущество — дешевизну.
В октябре Росалкогольрегулирование предложило ввести минимальную розничную цену за бутылку шампанского (0,75 л) в размере 115 рублей, оптовую — 104,5 рубля, при покупке у производителя — 95 рублей. Однако в ходе обсуждения инициативы с Минэкономразвития ведомства договориться не успели.
Тем не менее игроки убеждены, что принятие поправки неминуемо.
“
Объем рынка пива в этом году, скорее всего, останется на уровне 2012 года из–за значительного роста акцизов на пиво, а также в связи с законодательным ограничением продаж пива. С 1 января запрещена торговля в киосках, с 1 июля прошлого года — реклама пива. По моему мнению, потребителей больше затрагивает ограничение торговли, чем рост акцизов, ведь, даже если ему нравится именно наше пиво и он готов платить за него больше, это не всегда возможно из–за ограничений торговли. Российский покупатель понимает, что для здоровья и хорошего времяпрепровождения ответственное потребление пива лучше, чем питье водки, но, к сожалению, правительство принимает обратные этому меры. В этом году средняя стоимость пива на рынке для потребителя вырастет примерно на 10%. Из них 8% обусловлены повышением акцизов, а 2% — ростом затрат на сырье, энергию и рабочую силу. На самом деле затраты компаний отрасли выросли больше чем на 2%, но мы надеемся, что все игроки на рынке постараются покрыть часть расходов за счет повышения эффективности.
Исаак Шепс
президент ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" и председатель совета Союза российских пивоваров
“
Повышение акцизов ударит прежде всего по производителям недорогой водки. Самая дешевая водка после повышения акцизов по стоимости приблизилась к 200 рублям, хотя еще 2 года назад ее можно было купить за 100 рублей. На мой взгляд, это слишком резкое повышение, что сводит на нет первый положительный эффект. Дальнейшее повышение акцизов сделает еще более выгодным производство контрафактного алкоголя, объемы изготовления которого вырастут на 10 – 15%. В 2012 году Росалкогольрегулирование оценило долю контрафактного алкоголя на российском рынке в 23%, а Росстат — в 37%. Отчасти мы защищены от рисков, связанных с повышением акцизов, тем, что мы продаем водку сегмента premium, которой потребитель отдает предпочтение вне зависимости от стоимости. Например, бутылка "Царской Золотой" объемом 0,5 л до повышения акцизов стоила 516 рублей, а после — 553 рубля. Но, как и многие другие алкогольные компании, мы сделали большие запасы алкоголя в конце 2012 года, перед повышением акцизов.
Вениамин Грабар
президент ОАО "ПГ "Ладога"