Последние, довольно агрессивные заявления со стороны руководителей УЕФА, угрожающие санкциям против клубов–транжир, заставили напрячься арабских шейхов и российских олигархов.
При помощи правила финансового фэйр–плей УЕФА пока только преследовала бедных должников, не расплатившихся за трансферы или задерживающих зарплату, но с этого года гнев будет обрушен на тех, кто безумными тратами рушит финансовые основы игры. Угроза одна, но самая страшная — отстранение клуба от еврокубков. Так, со следующего сезона участникам будет позволено иметь максимум 45 млн евро убытков за предыдущие два сезона, а с сезона–2014 / 15 те же 45 млн евро за предыдущие три финансовых года.
Генеральный секретарь УЕФА Джанни Инфантино заявил, что исключений для богатых клубов не будет. "Все знакомы с правилами и знают, когда они вступят в силу. Они понимают, что должны наращивать свои доходы, чтобы покрыть убытки, и осведомлены, что не могут при этом жульничать.
Когда мы впервые начали обсуждать идею финансового фэйр–плей, возникли вопросы к "Челси", потом появился "Манчестер Сити", затем ПСЖ. Нашей задачей является создание системы, которая будет работать для более чем 600 клубов по всей Европе". Раз говорят, что исключений не будет, так стоит понимать, не будет исключений и для команды, владелец которой является одним из спонсоров Лиги чемпионов.
Ценности "Зенита"
Посмотрим, как наши клубы готовы к проверкам со стороны УЕФА. "Зенит" внешне работу со спонсорами обставил грамотно. У него даже (уникально для российского футбола) есть миссия: "Игрой на футбольном поле и деятельностью за его пределами футбольный клуб "Зенит" представляет город, которому обязан своей идентичностью. Неся в мир традиции и харизму легендарного Санкт–Петербурга, культурного центра мирового значения, мы знакомим людей с лучшим, что есть в современной России". Есть и цель (напоминающая рекламный слоган алкогольной компании): "Наполнять сердца гордостью, а жизнь — волнующими эмоциями". Есть ценности, правда только одна из которых имеет отношение к футболу: "Мы вдохновляем других стать частью незабываемого города и уникального футбольного шоу" (привет, Халк!). Остальные: "Мы развиваем наши таланты и привлекаем передовой опыт, чтобы создавать лучшее для нашего клуба и страны", "Мы сохраняем верность традициям и выражаем уникальные идеи, дорожим своей индивидуальностью и отличаемся от остальных", "Мы открываем людям новые, увлекательные возможности радоваться жизни и быть самими собой", "Мы ставим себе высокую планку и никогда не сдаемся, несмотря ни на что" — были сконструированы или при помощи интернетовского генератора ценностей для любой фирмы — быстро и бесплатно, или задорого куплены у организовавшего мозговой штурм известного агентства, которое за качество ценностей отвечает — мол, "у других наших клиентов такие же, они не жаловались!". Так что с точки зрения упаковки у "Зенита" все в порядке.
Пусто и густо
Единственный российский клуб, который хоть как–то ищет спонсоров, — это ЦСКА. Как он находит — тайна, потому что на сайте никакого предложения нет. Просто смотрит в глаза и говорит: "Помоги, чем можешь"? И ведь соглашаются! Может, потому что ЦСКА напирает на свою древность? Чтобы это доказать, считает своим предшественником царское общество любителей лыжного спорта. Так "Динамо" могло бы считать своим днем рождения указ об опричнине. А "Локомотив" — вести отсчет от первого паровоза.
Презентация для спонсоров "
Спартак
а" содержит 74 страницы. Я устал на 28–й. А у "Анжи" никакой презентации нет. И, соответственно, в разделе "спонсоры" пусто. Где пусто, а где и густо: в январе клуб покупает бразильца Виллиана из "Шахтера" за 35 млн евро. Расходы есть, доходов нет. Нет спонсоров у "Анжи" — и не надо. Незачем. А если уж УЕФА придираться начнет, то нарисуем сколько надо.