Банк Литвы заявил о массовом оттоке вложений из банка Ukio, принадлежащего Владимиру Романову. Деятельность банка приостановили еще во вторник, а его руководство подозревается в растрате 2,9 млн евро. Все идет к тому, что банк спасти не удастся, и литовский рынок будет оккупирован скандинавами.
По словам главы Банка Литвы Витаса Василяускаса, только в понедельник со счетов банка Ukio было снято более 100 млн литов (1,2 млрд рублей). Повальное бегство вкладчиков началось после заявлений владельца банка, миллионера русского происхождения Владимира Романова, который в пятницу, 8 февраля, попросил денежной помощи у каунасских властей на содержание своего баскетбольного клуба "Жальгирис". После выплаты зарплат игрокам бизнесмен планирует продать акции клуба за символическую цену.
Финансовая деятельность банка была ограничена еще во вторник – пока Банк Литвы и акционеры банка обсуждают туманное будущее кредитной организации. Весь 2012 год ЦБ работал с миллионером по вопросам реорганизации кредитного портфеля банка, а в последний раз стороны встречались во вторник.
Сейчас в банк назначен временный администратор Адомас Аудицкас, и организация не кредитует заемщиков. В течение 6 дней с момента своего назначения он предоставит в ЦБ свои выводы и предложения по поводу дальнейшей жизнедеятельности банка.
Тем временем на сентябрь 2012 года вклады литовских граждан на счетах банка составляли более 29,7 млрд рублей, депозиты частных компаний – более 7,9 млрд рублей. Еще около 1,3 млрд рублей составляли вклады финансовых организаций, и почти миллиард – средства государственных и муниципальных предприятий. По данным Ассоциации банков Литвы, также 655 млн рублей положили на счета в Ukio органы власти. Вчера цена акций банка на Вильнюсской бирже составляла 0,093 евро, но в свете последних событий они неминуемо обесценятся.
Читайте также:
Литва требует с "Газпрома" 1,5 млрд евро,...
По итогам проверок у ЦБ накопилось множество претензий к банку – у него были проблемы и с оценкой платежеспособности заемщиков, и с оценкой рисков, и с формированием необходимых резервов для проблемных кредитов. Кроме того, чистая стоимость имущества банка была в реальности ниже задекларированной.
"Пока мы не говорим о национализации, пока у нас мораторий – временное ограничение деятельности. Возможно несколько вариантов: самый строгий, если временный администратор не будет видеть никаких перспектив – это банкротство. Другие варианты – отделение "здоровой" части банка и переуступка "здорового" имущества одному из участников рынка. Третьим вариантом может быть учреждение бридж-банка, или промежуточного банка, и переуступка ему "здоровой" части", — отметил Витас Василяускас.
Генрокуратура Литвы тоже не сидит без дела – ЦБ передал им данные обо всех подозрительных операциях Ukio с 2005 года. Руководство банка уже подозревается в растрате на сумму до 2,9 млн евро. Основа обвинения в том, что банк брал в аренду имущество по завышенным ценам и выдавал сомнительные кредиты.
Еще до этого группа UBIG, в которую входит банк, по невыясненным причинам заложила свое имущество, что, по словам экспертов, тоже не облегчает участи кредитной организации. В отношении группы, 17% которой владеет все тот же Владимир Романов, в 2012 году уже было возбуждено два дела, и последние несколько лет она не вылезала из долгов. По данным Creditreform, риск кредитования UBIG оценивался в 6 баллов по десятибалльной шкале.
Экспертам ситуация до боли напоминает ситуацию с банком Snoras, деятельность которого была прекращена еще в 2011 году. Банк был национализирован и сейчас ликвидируется. Также они отмечают, что банкротство "родного" литовского банка будет крайне выгодно его конкурентам по рынку. Вспоминают и про планы объединения Ukio и банка Siauliu, подконтрольного ЕБРР.
"На литовском банковском рынке сильнейшие позиции имеют скандинавы, заинтересованные в укреплении своих позиций. Для скандинавских банков было бы более выгодно банкротство банка Ukio, после чего их доля рынка могла возрасти. Санация банка Ukio и его возможное последующее слияние с Siauliu bankas более выгодно ЕБРР, поскольку последний является одним из акционеров Siauliu", — поясняет Федор Тихонов, начальник отдела по работе на финансовых рынках банка "Солид".