16:1015 февраля 201316:10
263просмотров
16:1015 февраля 2013
Начался отбор арендаторов для нового терминала аэропорта Пулково. В спор за право обслуживать пассажиропоток 12 млн человек в год включились ретейлеры и рестораторы. Не обошлось без скандалов.
Новый терминал
Пулково
планируется запустить в эксплуатацию в декабре 2013 года. К этому моменту управляющий петербургским аэропортом Пулково консорциум "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС) собирается заполнить его арендаторами из числа ретейлеров, операторов общественного питания и других видов бизнеса, которые сделают пребывание в Пулково комфортным и приятным для пассажиров. Кампания по распределению торговых площадей стартовала в конце 2012 года.
За счет арендаторов ВВСС, возглавляемые Сергеем Эмдиным, рассчитывают существенно нарастить неавиационные доходы Пулково, что позволит снизить аэропортовые сборы с авиаперевозчиков и в конечном счете приведет к снижению стоимости перелетов для пассажиров.
По объемам торговых площадей новый терминал вдвое просторнее существующего, то есть неавиационные доходы консорциума могут возрасти как минимум в 2 раза в следующем году и втрое после окончания реконструкции старого терминала, которая начнется в 2014 году. Если к возросшим торговым площадям прибавить еще рост пассажиропотока, который в январе 2013 года увеличился на 8% (это в годовом исчислении дает прибавку 3 млн человек), а также приплюсовать возможное повышение арендной ставки, то доходы возрастут еще больше. Они могут сравняться с доходами аэропорта от обслуживания авиаторов. За 2012 год, по словам главы ВВСС Сергея Эмдина, совокупная выручка компании составила 7 млрд рублей, из них неавиационные доходы — всего 1,5 млрд рублей.
Долгая песня
Всем коммерсантам, желающим арендовать площади в новом терминале, предстоит пройти конкурсный отбор. С осени 2012 года ВВСС рассматривают предложения предприятий общественного питания и розничных торговцев, претендующих на аренду помещений в новом терминале.
На площади в новом терминале претендуют все компании, уже прописанные в Пулково. Например, рестораны и кофейни "Росинтер" под брендами "IL Патио", "Планета Суши", T. G. I. Friday’s, "Мама Раша", "Американский бар и гриль", Costa Coffee работают на территории Пулково с 2006 года. В разных зонах терминала расположено 14 объектов компании. Остаться в Пулково рассчитывает и "Шоколадница" (сеть кофеен "Шоколадница", ресторанов "Ваби саби" и Burger king), а также сотовый ретейлер "Евросеть" с двумя салонами.
Из новых игроков занять место в будущем хабе надеется сеть закусочных Subway.
Однако пока судьба всех кандидатов весьма туманна. Все они направили заявки на участие в отборе еще в прошлом году, однако однозначного ответа никто из перечисленных компаний не получил до сих пор. "Надеюсь, что ВВСС объявят свою позицию до июня–июля, потому что иначе никто не успеет вовремя открыть свои заведения, при условии что сроки запуска терминала не изменятся", — говорит совладелец и управляющий компании "Шоколадница" Сергей Лютов.
Собеседование — залог успеха
Хотя в числе участников ВВСС числится германский аэропортовый оператор Fraport AG, конкурсные процедуры в Пулково далеко не прозрачны, утверждают бизнесмены.
Объявление о том, что отбор уже идет, размещено на сайте аэропорта. Однако доступ к условиям конкурсов закрыт — с этой информацией ознакомиться можно только после собеседования с топ–менеджментом ВВСС.
Кандидаты на прописку в новом терминале отмечают, что требования конкурсной комиссии весьма противоречивы. Например, есть пожелания к дизайну торговой точки, а об арендной ставке речи не идет, цена обсуждается с глазу на глаз. Иными словами, для победы в творческом соревновании недостаточно предложить максимальную цену, важнее успешно пройти собеседование.
Некоторые арендаторы его провалили. И теперь рассчитывают попасть в новый терминал через суд.
Первый конкурс со скандалом
Первый скандал с распределением торговых площадей в Пулково может коснуться конкурса на право аренды площадей под магазины беспошлинной торговли (duty free). По официальной информации ВВСС, с 2014 года единственным оператором duty free в будущем хабе станет The Nuance Group, которой в равных долях владеют итальянский продовольственный ретейлер Gecos и французская инвестиционная компания PAI Partners.
Ежегодный доход Nuance благодаря запуску магазина в петербургском аэропорту увеличится примерно на 86 млн евро (всего за 2012 год она заработала около 2 млрд евро). На этот дополнительный доход рассчитывала и германская торгово–финансовая группа Heinemann, управляющая сейчас двумя duty free в Пулково. От официальных заявлений в Heinemann пока воздержались.
Источник в компании пояснил, что Heinemann пришла в Пулково полтора года назад с прицелом на новый терминал. "Мы вложили в развитие этого бизнеса более 10 млн евро и предложили ВВСС очень высокую цену, значительно выше, чем платим, например, в аэропорту Франкфурта, — рассказывает собеседник dp.ru. — Мы считаем, что конкурс был проведен непрозрачно. Наши юристы в течение 2 недель подготовят документы в суд, и мы начнем оспаривать результаты конкурса".
"Это был не конкурс, — отметили в ВВСС, — из–за отсутствия законодательных требований относительно процедуры определения арендаторов коммерческих площадей отбор операторов для нового терминала проводится в соответствии с внутренней процедурой — ВВСС не проводят конкурсы в смысле гражданского законодательства".
Свежая история
К судебным искам консорциуму не привыкать. Напомним, что один подобный скандал уже разразился в Пулково в прошлом году. Компания "Карго Сервис", оказывавшая в аэропорту услуги по упаковке багажа, обратилась в следственные органы с заявлением о том, что директор по неавиационной коммерции ВВСС Федор Мурыгин требует с "Карго Сервис" выплатить наличными дополнительные средства сверх суммы, оговоренной в договоре аренды.
Вскоре после обращения в полицию Федор Мурыгин покинул ВВСС, конфликт угас. Но не надолго. В октябре 2012 года управляющая компания в одностороннем порядке расторгла с "оберточниками" договор аренды и вывезла оборудование стоимостью около 20 млн рублей. Теперь глава и совладелец "Карго Сервис" Александр Федосеев пытается через суд вернуть станки, возместить понесенные убытки на 60 млн рублей и возобновить уголовное преследование Федора Мурыгина.
Двумя годами ранее
Похожая история имела место и в начале 2011 года, когда ВВСС резко поменяли условия аренды, переведя всех арендаторов (кроме авиакомпаний) с фиксированной ставки аренды за 1 м2 на процентную ставку от выручки. Когда единственная в аэропорту сеть аптек "Первая помощь" отказалась принять новые условия, в аптечном павильоне отключили свет, что стало поводом для арендатора обратиться в суд с иском к ВВСС. Но вскоре стороны договорились, и с тех пор руководство "Первой помощи" никак не комментирует происходящее в Пулково.
“
Увеличение доходов от неавиационной деятельности является одним из приоритетов компании. Международный опыт показывает, что повышение доходов от неавиационной деятельности способствует уменьшению темпов роста авиационных тарифов на услуги аэропортов. Что касается конкурсных процедур, то в связи с отсутствием законодательных требований к механизму определения арендаторов коммерческих площадей отбор операторов для нового централизованного пассажирского терминала Пулково проводился в соответствии с внутренней процедурой, разработанной нашей компанией. Предложения претендентов оцениваются на основе финансовых и технических критериев.
Евгений Ильин
“
Мы упаковываем багаж в 10 аэропортах России, начинали, кстати, с Пулково. И в каждый аэропорт мы входили, выполнив конкурсные требования управляющей компании. Я могу утверждать, что во всех российских аэропортах, кроме Пулково, арендаторы выбираются на честных, прозрачных конкурсах, где существует только один, самый главный критерий — максимальная цена, которую готов уплатить арендатор. И так везде, все получают одинаковую документацию, заполняют заявки, в присутствии всех участников конкурса вскрываются конверты, определяется победитель. Только в Пулково отношения до сих пор строятся на индивидуальных договоренностях арендатора и руководства управляющей компании.
Александр Федосеев
генеральный директор, совладелец ООО "Карго Сервис"