Сотрудники ФМС и полиции совместно с казаками и сотрудниками НТВ пришли в "Сахаровский центр", чтобы прямо посреди спектакля об истории Pussy Riot проверить документы у его режиссера. "Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления", цитируют блогеры классика.
Спектакль "Московские процессы" шел в Сахаровском центре с 1 по 3 марта. Это совместный проект немецкого International Institute of Political Murder, Сахаровского центра и Веймарского национального театра. Спектакль состоит из трех частей: "Осторожно, религия!", "Запретное искусство" и "Pussy Riot". Он представляет собой инсценировку нескольких судебных процессов.
Во время спектакля 3 марта в зал вошли четверо сотрудников миграционной службы в сопровождении полицейских и сотрудников НТВ. Они остановили спектакль и потребовали, чтобы его режиссер швейцарец Мило Рау показал свои документы и миграционную карту. Также были проверены договоры некоторых сотрудников Сахаровского центра. Работники ФМС подозревали, что в центре осуществляется незаконная трудовая деятельность.
Что касается Мило Рау, то режиссер был уличен в нарушении миграционного законодательства, ему вынесено предупреждение. Швейцарец выразил недоумение действиями ФМС и полиции. В ответ представитель миграционного ведомства заявил, что Рау въехал в Россию по деловой визе, не предполагающей проведения общественных или творческих акций, и что нужно не нарушать законодательство, тогда не будет и проверок.
"Пришли из ФМС вместе с телегруппой НТВшников и посреди спектакля начали проверку документов, вначале немецкого режиссера, потом всей группы на предмет наличия виз. Вокруг куча прессы, "Дойче Велле" и еще три зарубежные камеры. Спектакль практически сорвали, (перерыв на 2 часа) народ расходится. Стыд стыдный", – рассказывает галерист Марат Гельман.
Однако на этом история не закончилась. К Сахаровскому центру приехали казаки и окружили здание. Они, правда, ничего не делали, однако учитывая предысторию отношений "защитников православия" и "либеральных художников", присутствовавшие некоторое время провели в напряжении.
Эта новость стала одной из самых обсуждаемых тем блогосферы на выходных. Больше всего наблюдателей впечатлил выбор органа власти для явно политической проверки – ФМС больше ассоциируется с мигрантами из среднеазиатских стран, чем с западноевропейскими "либеральными художниками".
"Мигрантов надо было ловить на вчерашнем детинге [проправительственном Марше в защиту детей, собравшем большое количество бюджетников и гастарбайтеров – прим. dp.ru]. Там их, подневольных, было как блох у Шарика", - пишет sartoris. "Спектаклем спектакль поправ", - удивляется chakandnorris. ""Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления", - цитирует Салтыкова-Щедрина msimpson . - Продвинулась наша власть , теперь она изумляет все народы".
Есть и другие мнения. ""Спектакль практически сорвали." Да нет, не сорвали. ФМС в нём успешно поучаствовала. Сам процесс над Pussy Riot ничему не научил власти. Они раздули этим процессом невероятный шум в мире. Теперь власти решила пропиарить спектакль-перформанс на эту тему. Сам Мило Рау не ожидал такого успеха. Сначала в перформансе приняли участие работники ФМС, затем казаки. Да ещё и ОМОН. Ни один режиссёр в мире не может этим похвастаться", - полагает idshoohov.
"Они, наверное, думали, что таджики-дворники на спектакль пришли", - иронизирует ohotnik58. "А почему Онищенко туда не пришел свиной грипп искать?" - шутит ihamedved. Журналист Максим Шевченко в свою очередь полагает, что инициаторами приглашения ФМС и полиции на спектакль стали "сторонники Pussy Riot во власти" и что эта акция только привлекла внимание к спектаклю, который без этого прошел бы незамеченным.
Но основной реакцией наблюдателей остается изумление. "Так и хочется сказать: алло, гараж! – пишет из Киева журналист Евгений Киселев. - Вы вообще помните, что мы живем в начале второго десятилетия ХХI века, в эпоху мультикультурализма, глобализации, мировой информационной революции, интернета, твиттера-шмиттера, открытых границ, наконец, – россияне, между прочим, могут без визы въезжать в десятки стран мира, и в Европу тоже давно уже могли бы ездить без визы, если бы сами упростили визовый режим для европейцев и не устраивали бы фортелей вроде того, что устроили в Сахаровском центре. А у нас ряженые казаки с нагайками – защитники веры, царя и отечества - под охраной полиции проверяют регистрацию инородцев проверяют".
Эта история при всей своей фантасмагоричности выглядит весьма органичной современной российской политической реальности. Закон начинает действовать по всей своей силе на одном отдельно взятом квадратном метре, где по странному совпадению находятся политические оппоненты действующей власти. При этом к проверкам привлекаются казаки, чья установка на защиту традиционных ценностей посредством борьбы с художественными произведениями выглядит более чем сомнительной.