Объем лизинговых сделок в 2012 г. почти не увеличился из–за сокращения сегмента железнодорожной техники. Правда, при этом портфель лизинговых компаний вырос за год больше чем на треть до 2,5 трлн рублей. Рост поддерживают автотранспорт и стройтехника.
По итогам 2012 г. совокупный розничный портфель российских лизинговых компаний вырос по сравнению с 2011 г. на 36%, до 2,5 трлн рублей. При этом объем нового бизнеса (сделок, заключенных в 2012 г.) увеличился лишь на 1,5%, до 1,3 трлн рублей. Такие данные предоставило "ДП" рейтинговое агентство "Эксперт РА". Стагнацию рынка игроки объясняют прежде всего снижением активности в сегменте железнодорожной техники, а также удорожанием фондирования из–за нестабильности на финансовых рынках. Тройка лидеров рынка лизинга второй год не меняется: ОАО "ВЭБ–лизинг", ОАО "ВТБ Лизинг" и ГК "Сбербанк Лизинг". В совокупности на них пришлось около 37% всего объема нового бизнеса. Доля Петербурга составила 7% российского лизингового портфеля, или 170 млрд рублей, по оценке экспертов.
Конкуренция с кредитами
"Если в 2011 г. более 52% рынка занимали государственные лизинговые компании, то на начало 2013 г. их доля составляет 47%. Доля компаний, собственниками которых являются частные российские банки, выросла с 8,9 до 11,4% в 2012 г.", — говорится в материалах агентства.
Лидерство по объему нового бизнеса сохранил сегмент железнодорожной техники: его доля по итогам 2012 г. составила 41,3%, сократившись за год на 7,3 процентного пункта (п.п.). Сокращение доли этого сегмента связано с падением цен на полувагоны, сетуют участники рынка.
Читайте также:
Лизинг против неэффективного потребления энергии
Генеральный директор компании "
Carcade Лизинг" Алексей Смирнов называет одной из тенденций прошлого и нынешнего годов снижение ставок удорожания по договорам лизинга (процентных ставок). "Это означает, что лизинг становится доступнее по стоимости и начинает более жестко конкурировать с автокредитами, например", — говорит он. Сейчас ставки по автокредитам находятся на уровне 15 – 20% годовых в рублях, а ставка удорожания по договорам лизинга на автомобили — 9 – 15%.
Двигатели рынка
По прогнозам "Эксперта РА", потенциальным драйвером рынка лизинга в 2013 г. станет строительная техника. Кроме того, участники рынка ожидают обострения конкурентной борьбы в сегменте легкового и грузового автотранспорта.
"В 2013 г. из–за возможной стагнации в железнодорожной отрасли может существенно замедлиться рост российского рынка лизинга. Вытянуть рынок могут сегменты авиатехники, водного транспорта, строительной и дорожно–строительной техники", — комментирует представитель пресс–службы ЗАО "Сбербанк Лизинг".
Рынок без роста
При небольших темпах роста рынка усилится конкуренция, что приведет к упрощению требований к лизингополучателям, сокращению ставок и первоначального взноса.
Максим Агаджанов, генеральный директор ЗАО "Газпромбанк Лизинг", прогнозирует по итогам текущего года стагнацию лизинговой отрасли или даже падение объемов нового бизнеса на 5 – 10% от уровня 2012 г.
У аналитиков "Эксперта РА" два сценария развития рынка лизинга в этом году: по оптимистичному объем нового бизнеса вырастет на 8%, до 1,42 трлн рублей, по пессимистичному — портфель останется на уровне 2012 г.
Михаил Демченко, директор петербургской компании "Интерлизинг", прогнозирует сокращение объемов рынка и рост конкуренции со стороны госкомпаний.
Как ожидает Алексей Смирнов, лизинговые компании в условиях ужесточающейся конкуренции будут становиться максимально гибкими в отношениях со своими клиентами.