Законопроект о возвращении смешанной системы выборов депутатов Госдумы будет рассмотрен на заседании парламента в первом чтении во вторник. Формально речь идет о либерализации законодательства, фактически – о стремлении власти сохранить статус-кво новыми методами.
Законопроект о возвращении так называемой смешанной системы выборов депутатов Госдумы будет рассмотрен на заседании парламента в первом чтении 16 апреля. Об этом рассказал журналистам спикер Думы Сергей Нарышкин.
Смешанная система выборов предполагает, что половина депутатов (225 человек) избираются по одномандатным округам (один округ — один мандат), а еще половина — по федеральным партийным спискам (сейчас так выбирается вся Госдума).
Главный народный избранник в своем выступлении заявил, что в России "накоплен большой опыт" (выборов депутатов по смешанной системе). Пока этот опыт в основном в прошлом: с 2007 года Дума стала избираться исключительно по партспискам.
С предложением вернуться к смешанной системе выборов в Госдуму выступил в конце 2012 года в своем послании Федеральному собранию президент Путин. Мнения наблюдателей, как всегда, разделились.
"Вернуть хочет одномандатников. Значит, опора будет на народный фронт и админресурс губернаторов", — уверен депутат-эсер Дмитрий Гудков. Предложенные реформы направлены на продолжение демократического развития, введение смешанной системы выборов отражает пожелание многих политических сил, убежден депутат-эсер Владимир Плигин.
Возвращение
одномандатников на руку "Единой России", но такая система более демократична, соглашается Михаил Прохоров. Возвращать смешанную систему нельзя, люди должны голосовать за политические программы, а не за спортсменов и артистов, уверены в ЛДПР.
Формально речь идет о либерализации законодательства — в парламент снова смогут попасть одномандатники, "не нашедшие себя" в партиях, расширится выбор у избирателей. Однако действующая власть принимает это решение не в интересах системы и не в интересах избирателей, а в своих собственных интересах.
Каждые новые федеральные выборы, а также местные выборы в крупных городах показывают, что действующей власти все труднее сохранять статус-кво. В условиях, когда название правящей партии вызывает идиосинкразию, необходимо появление одномандатников: они пройдут в парламент "сами по себе", а потом уже внутри как-то незаметно объединятся между собой. Именно такой способ уже давно применяется партией власти на региональных выборах для "уверенной победы" в этих выборах.
В целом этот способ следует считать довольно эффективным. Всякий раз создавать новую партию и ее "идеологию" — утомительная и бессмысленная трата времени и сил. А народных избранников, за скромное политическое вознаграждение готовых вступить в широкие ряды правящей партии, в обозримом будущем по-прежнему будет больше половины.
Партия власти таким образом перестает нуждаться и в идеологии, и в штабе, и даже в названии, но продолжает при этом воспроизводить сама себя, обеспечивая необходимую преемственность власти и политическую стабильность.
Кроме того, наконец-то будет выведен из-под удара Владимир Путин. Сейчас он старается дистанцироваться от "Единой России", но и в 2007-м, и в 2011-м предвыборная программа этой партии состояла из одного пункта — поддержка Путина. Когда формально такой партии не будет, президент перестанет нести какую-либо ответственность за парламент, в последнее время закрепившийся в статусе самого броского и бессмысленного политического органа страны.
Тот же закон, который депутаты завтра начнут рассматривать в первом чтении, запрещает кандидату одновременно баллотироваться по одномандатному округу и по партсписку (ранее это было возможно, и яркие лидеры могли приносить оппозиционным партиям по несколько голосов), отменяет сбор подписей для партий, снижает проходной барьер с 7% до 5%, допускает (но не требует) установки на участках камер видеонаблюдения.