Из Петербурга — обратно в Ленинград

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Каждый третий россиянин поддерживает идею вернуть Петербургу название Ленинград. Примерно такие же результаты социологи получили, опросив жителей Северной столицы. За 20 лет множество людей так и не смогли найти себя в реалиях новой России. Эксперты убеждены, что тоска по советскому прошлому не дает покоя в первую очередь разочаровавшимся гражданам.

Не успели утихнуть споры о переименовании Волгограда обратно в Сталинград, как социологи озаботились Ленинградом. Исследователи решили выяснить, не хотят ли россияне вернуть Северной столице советское название. Как показал опрос, проведенный "Левада-центр", каждый третий житель страны вовсе не против таких изменений. В основном Ленинград близок рабочим, пенсионерам, россиянам старше 55 лет, людям с низким потребительским статусом и жителям городов с населением до 100 тысяч человек, а также сельчанам. Управленцев, домохозяек, россиян среднего возраста со средним достатком название Санкт-Петербург вполне устраивает.
Аналогичные данные были получены не только по всей стране, но и в Петербурге в частности. Как рассказал руководитель Агентства социальной информации Роман Могилевский, их исследование показало, что 25-30% горожан считают себя именно ленинградцами. В основном такого мнения придерживаются те, кого принято называть "наиболее уязвимой категорией населения", поясняет эксперт. "Такие люди с большой осторожностью и неприятием относятся к инновациям в обществе. Им сложно адаптироваться  в кризисный, тяжелый период, когда происходит модернизация. А возвращение к названию Ленинград – это создание мифа о прошлом, когда они находились в комфортной ситуации, у них была уверенность в том, что минимум благ они получат, а идеология подменяла необходимость внутренней работы и размышлений о том, как мир устроен и как он должен развиваться. В желании переименовать название города общественная психология играет большую роль", — рассуждает Могилевский.
Кроме того, политические и общественные лидеры, на которых ориентируется эта категория населения, разделяют это желание. "Новые лидеры не очень озабочены этой частью общества", — заметил социолог.
Треть — это довольно много. Причем многим из тех, кому сейчас "за 55", в начале 1990-х было 35-40 лет. Дмитрий Медведев когда-то сказал, что "Россия — молодое государство", за что получил свою порцию критики. В молодом государстве, как выясняется, живет много "старых граждан".
Идею переименования Петербурга обратно в Ленинград, естественно, разделяет лидер фракции КПРФ в Законодательном собрании города Владимир Дмитриев. Он убежден, что причина такой позиции трети россиян в первую очередь кроется в несогласии с тем, как сегодня развивается страна. "Попытка только изменить форму, не трогая содержания, привело значительное количество людей к разочарованию. Возникает желание вернуться в советские времена хотя бы в плане топонимики. И это вполне нормально, когда городу дается имя, при котором не в меньшей степени расцветал как культурный, научный и производственный центр. Это был мощнейший город в Советском Союзе, ему пытались подражать. Здесь формировались фундаментальные школы, которые впоследствии апробировались на территории всей страны", — заключил он.
Несмотря на такую тоску по прошлому, в Петербургскую топонимическую комиссию с предложением о возврате советских названий никто не обращается, говорит ее член краевед Алексей Ерофеев. "Раньше, наоборот, поступали предложения о возвращении дореволюционных названий. Сейчас их стало меньше, так как часть была возвращена, и волна спала. Инициатив о советских названиях не было, так как данные впервые наименования никто не уничтожал. Исторически ценные названия – это все-таки свидетельство той эпохи", — заметил он.
Желание почти каждого третьего петербуржца вновь стать ленинградцем эксперт в первую очередь связывает с ностальгией. "Это люди, чье детство, юность прошли в Ленинграде, поэтому для них это название родное", — говорит он.
Влияет на этот выбор и благозвучие. Произносить "Санкт-Петербург" и "санкт-петербуржцы" крайне неудобно. Чиновники эти слова часто употребляют, однако к петербургской традиции они отношения не имеют. "Название Санкт-Петербург использовалось в XIX веке как бюрократическое, в государственных бумагах. Однако говорить всегда было принято Петербург. У нас в обычную речь внедрили Санкт-Петербург, и чиновники по три раза это произносят", — заметил Ерофеев.
Между тем, название Ленинград все-таки удалось сохранить. "Еще Яковлев издал указ, в котором были определены дни, когда Петербург именуется городом-героем Ленинградом. Это День победы, дни прорыва и снятия блокады. Это название не должно уходить. У нас уникальный случай – у города три названия, и каждое по-своему ценно, — это Петербург, Петроград и Ленинград", — заключил он.