Перед началом высокого сезона всех туроператоров обязывают дополнительно страховать возвращение туристов домой. Бурное недовольство в бизнес–среде станет поводом для принятия поправок в закон.
До 4 мая 2013 г. все туроператоры, занятые выездным туризмом, в обязательном порядке должны вступить в ассоциацию "Турпомощь" и заплатить минимальный стартовый взнос размером от 100 тыс. рублей. Следуя из принятых весной прошлого года поправок в федеральный закон "Об основах туристской деятельности", деньги, собранные с туроператоров, поступят в специальный фонд, право контролировать который как раз и получила некоммерческая организация "Турпомощь". Те, кто этого не сделает, лишатся права вывозить туристов за границу и будут вынуждены либо уйти с рынка, либо работать как агенты, продавая чужие путевки.
Чего ждем
Как подсчитали в "Турпомощи", пока бизнес ведет себя не слишком активно — из 1900 российских туроператоров, занятых выездным туризмом, членами этой ассоциации пока стали лишь 1200. "О чем думают оставшиеся 700 компаний, мы не знаем. Но в последние дни началось некоторое оживление — заявки ежедневно приходят десятками", — рассказал директор "Турпомощи" Вячеслав Басов. По информации Ростуризма, в Петербурге зарегистрирован 341 туроператор, организующий поездки за границу, но, сколько из них подали заявки, на сегодня не известно. Размер ежегодного взноса в фонд составит 0,1% оборота туроператора, но не может быть менее 100 тыс. рублей. Плюс к этому туроператоры должны оплатить расходы на содержание "Турпомощи", которые пока составляют по 10 тыс. рублей с каждого игрока рынка.
Причина создания такого фонда, по мнению чиновников, проста: хотя фингарантии есть у всех туроператоров, деньги от страховых компаний поступают по окончании разбирательств, а туристы, оставшиеся за рубежом по вине туроператора, вынуждены решать свои проблемы сами.
Поэтому, по словам Вячеслава Басова, главная задача "Турпомощи" состоит в том, чтобы в экстренной ситуации вернуть организованных туристов из–за границы: обеспечить им питание, размещение и организовать перевозку. Такая модель с успехом работает в других странах, например в Финляндии, Великобритании.
Нет равенства
Сейчас вступление в "Турпомощь" среди туроператоров — горячая тема номер один, сообщила исполнительный директор Северо–Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Татьяна Гаврилова. По ее словам, от крупных компаний нареканий не поступает, недовольны как раз малые и средние фирмы.
"Дело в том, что на рынке создаются неравные условия для игроков разных весовых категорий. Нужно внести поправку, отменяющую минимальный взнос размером 100 тыс. рублей, так как для малой фирмы это намного больше, чем пресловутые 0,1% оборота", — говорит Татьяна Гаврилова. Малый бизнес еще в феврале 2013 г. начал собираться в некоммерческое объединение "Безтурпомощь" — на сегодня в него вошли около 300 российских компаний. Вместе они добились рассмотрения вопроса о нарушении закона о конкуренции на экспертном совете ФАС, который будет рекомендовать исключить из закона норму, закрепляющую минимальную сумму взноса. Теперь активисты "Безтурпомощи" разрабатывают перечень поправок, необходимых малому бизнесу, который затем будет направлен в Госдуму.
Как отметила Татьяна Гаврилова, предпринимателям также неясно, как будут производиться выплаты из фонда — механизм до конца не прописан. Она подчеркнула: недовольство бизнеса привело к тому, что Госдума рассмотрит необходимость поправок в законодательство на сессии в июне, а до 7 мая 2013 г. органы управления туризмом во всех регионах России должны будут сформулировать свои пожелания по отмене фиксированной суммы взноса.
“
Для нас, как для крупного туроператора с оборотом 5 млн рублей в день, дополнительный сбор в таком размере — ерунда. Сложности возникнут как раз у небольших фирм. Но такой фонд давно было пора создать, так как в России пока нет никакого механизма оперативной помощи туристу в другом государстве, если туроператор вдруг разорился. Но, насколько эффективно это будет работать, пока не ясно.
Дмитрий Смирнов
директор компании "Атлас"
“
Для нас 110 тыс. рублей — слишком много. Вот смотрите, моя фирма в 2012 г. вывезла туристов за границу на 700 тыс. рублей по туроператорской деятельности, при этом мы и так застраховали все путевки на 30 млн рублей, заплатив страховой компании около 80 тыс. рублей. К тому же я не понимаю, почему я должен оплачивать содержание какой–то новой структуры, необходимость создания которой с нами даже не обсудили.
Владислав Жижкун
генеральный директор ООО "Горизонт без границ"