Оппозиционер Алексей Навальный представил свою предвыборную программу в качестве кандидата в мэры Москвы. Если сравнить ее с программой Сергея Собянина, то видно, что в целом кандидаты говорят об одном и том же. Собянин опирается на уже сделанные достижения, Навальный обещает большие возможности для общественного контроля.
Как-то так получилось, что предстоящие в сентябре выборы мэра Москвы воспринимаются как противостояние действующего главы города Сергея Собянина и популярного оппозиционера Алексея Навального. В официальной, не уличной, политике Навальный — фигура новая, поэтому вызывают интерес его возможности.
Программа
Навального называется "Измени Россию, начни с Москвы" (за названием читаются планы замахнуться в будущем на президентские выборы), а главным словом является "прозрачность", оно встречается в каждом разделе.
Судя по тексту, залогом процветающей системы управления Алексей Навальный считает обнародование как можно большей информации: о результатах выполненных по госзаказу работ, о деятельности городских учреждений (бюджеты, контракты, бухгалтерская отчетность), данных о работе ТСЖ и так далее.
Навальный
обещает ликвидировать стихийные парковки, создав службы специальных контролеров, бороться со сговором предприятий в сфере ЖКХ, установить "социальный минимум" услуг ЖКХ, оплачиваемый из бюджета, "радикальный рост расходов на благоустройство города", перевод больниц на принцип "деньги следуют за пациентом", полное прекращение точечной застройки и "прорыв в развитии общественного транспорта".
Если сравнить его программу и программу Сергея Собянина, то видно, что во многом кандидаты предлагают одно и то же. Например, говоря о борьбе с незаконной миграцией, Навальный пишет, что намерен "вносить предложения в федеральные органы власти по ограничению миграции и введению визового режима со странами Центральной Азии". У Собянина: "Как мэр Москвы я буду добиваться запрета на въезд в Москву и Россию мигрантов без загранпаспортов и правильно оформленных въездных документов". В разделе "транспорт" у Навального "интеграция различных видов транспорта", инвестиции в комфорт и "повышение частоты и регулярности движения", у Собянина — "большая интенсивность и регулярность движения", развитие сети электричек и новые модели автобусов и трамваев, то есть то же самое. Борьбы с незаконной парковкой у Собянина в программе нет, зато есть велодорожки.
Действующий мэр обещает строительство новых дорог — реконструкцию магистралей и хордовых трасс в объезд центра, его оппонент тоже отмечает "низкую связность и плотность дорожной сети" и предлагает строить "новые улицы, обеспечивающие связи между районами".
Похожая картина наблюдается почти по всем разделам. Отличия можно найти в организации системы управления. Навальный предлагает ее изменить, внедрив выборность мировых судей, передав большинство полномочий муниципалитетам (и упразднив префектуры), создав муниципальную полицию, а также ввести принцип софинансирования: "город выделяет деньги на местные инициативы на уровне района при условии, что муниципальные депутаты находят софинансирование". Что-то похожее пытался, кстати, ввести в Кировской области Никита Белых, но особенных успехов не добился. "Фишка" Навального — борьба с коррупцией за счет прозрачности документов.
Собянин
тоже обещает расширить полномочия муниципалов, а также развивать электронные сервисы для горожан. Он активно пользуется статистикой, каждый раздел начиная с перечисления того, что уже сделано в городе за период его руководства.
В общем и целом, Алексей Навальный написал вполне годную программу. Он пишет в предисловии: "Проблемы Москвы и пути их решения настолько очевидны, что многие кандидаты обещают одно и то же. Среди них надо выбрать того, кто не обманет избирателей". С другой стороны, очевидность программы можно объяснить и электоральными соображениями — излишне радикальные идеи безусловно отпугнут основную массу голосующих, а это вовсе не хипстеры с Болотной, а домохозяйки и пенсионеры. Первое сближение Навального с выборной действительностью показывает, что ему так или иначе приходится приспосабливаться к ней.