"Деловой Петербург". Под грузом обмана

Автор фото: Волков Павел

Участники рынка грузоперевозок все больше страдают от злостных неплатежей со стороны своих заказчиков. Чтобы выжить, грузоперевозчики решили объединиться в СРО. Новая организация намерена привлечь к себе и всех остальных перевозчиков.

На фоне снижения объема грузоперевозок ряд логистических компаний Петербурга, в том числе и крупных, нашли своеобразный способ сократить свои издержки. Все большую популярность набирают схемы с использованием компаний–однодневок, которые позволяют заказчикам уходить от обязательств по оплате услуг дальнобойщикам. Чтобы бороться с этим явлением, перевозчики объединяются в саморегулируемую организацию, которая будет вести черные списки предприятий–неплательщиков, а также попытается перевести рынок на предоплату.

Экономия со схемой

О том, что петербургские перевозчики все чаще становятся жертвами неблагонадежных заказчиков, "ДП" рассказал бывший директор одного из подразделений крупного петербургского логистического холдинга Андрей Тютчев. По его словам, он лично столкнулся со схемой по уводу денег от перевозчиков, которую выстроили владельцы вверенной ему компании.
Для этого было создано отдельное юрлицо. Перевозчики были вынуждены заключать договор именно с ним под предлогом того, что сама логистическая компания не работает по упрощенной схеме налогообложения. Все расчеты шли через эту стороннюю фирму.
Первые несколько перевозок действительно оплачивались, но с оставшимися начинались проблемы. Эти средства выводились авторами схемы на свои счета и перевозчикам не доставались.
Когда перевозчики начинали требовать оплату у логистической компании, им указывали на то, что долги нужно требовать именно с того самого стороннего юрлица. Идти в суд не было никакого смысла, так как никаких активов на балансе однодневки не числилось. Перевозчики просто отказывались от дальнейшего сотрудничества. Но логистическая компания постоянно находилась в поиске новых, и поэтому проблем с подрядчиками не возникало.
"Я пытался прекратить эту схему и расплатиться с водителями, — рассказал Андрей Тютчев, — но столкнулся с тем, что главный бухгалтер предприятия подчиняется напрямую акционерам". Всего через несколько месяцев работы директора сместили с должности.

Кризис у порога

Описанный Андреем Тютчевым пример — далеко не единственный. По данным отраслевого портала "АвтоТрансИнфо", только в июне автоперевозчики разместили на портале 478 претензий по полной или частичной неоплате своих услуг. И это число в последние месяцы растет (см. график).
"За последнее время неплатежи автоперевозчикам уже превратились в систему, — соглашается с данными "АвтоТрансИнфо" председатель Ассоциации самосвальных грузоперевозчиков (АСГ) Владимир Матягин. — Только на моем предприятии висит 2 – 3 млн проблемных неплатежей, а в целом по рынку это миллиарды", — говорит он. По словам Владимира Матягина, именно сейчас, когда перевозчики уже почувствовали на себе приближение кризиса, неплатежи ощущаются наиболее остро. О том, что отрасль находится в тяжелом состоянии, говорят и другие участники рынка.
"Сейчас мы наблюдаем снижение автоперевозок по сравнению с прошлым годом как по внутренним, так и по международным направлениям, — констатирует заместитель руководителя Ассоциации международных автомобильных перевозчиков по Северо–Западному федеральному округу России Константин Шаршаков. — Это отражается на тарифах, которые в последнее время замерли. Наступает реальная мощная стагнация", — уверен он.
Ситуация на рынке приводит к тому, что любая задолженность способна стать для перевозчика фатальной, особенно если речь идет о малом бизнесе. "Я уже близок к тому, чтобы закрыть свое предприятие, — сетует предприниматель Николай Ткачук, которому одна из логистических компаний не возвращает долг около 3 месяцев. — Какой смысл платить налоги, если у меня одни убытки?"

Обманщиков — в список

Чтобы снизить масштабы мошенничества на своем рынке, петербургские грузоперевозчики планируют создать саморегулируемую организацию (СРО). Некоммерческое партнерство "Грузавтотранс", которому собираются придать такой статус, заработает уже на следующей неделе. Его создали на базе АСГ.
"СРО будет составлять черные списки компаний, с которыми члены организации не будут работать", — рассказал Владимир Матягин. Кроме того, в его планах — составить общие рекомендации для работы на рынке, такие как предоплата, и разработать систему страхования.
Новая организация, которая будет общероссийской, собирается лоббировать обязательность вступления в СРО для всех автоперевозчиков, что станет альтернативой лицензированию. По мнению Владимира Матягина, именно отмена лицензирования в 2005 году привела к тому, что на рынке появилась масса водителей–нелегалов, зачастую работающих за наличные. А они, в свою очередь, и развратили логистические компании.
В настоящее время в НП входит уже около 20 членов, среди которых компании "Балтика–Транс", "Нева–сервис", "Инертные материалы". Но основатели организации рассчитывают, что уже к этой осени их будет не меньше тысячи.
Сейчас многие из–за кризиса испытывают недостаток оборотных средств. Поэтому и стараются компенсировать этот дефицит за счет контрагентов. Клиенты, например, очень часто специально бракуют платежные документы, вводя задним числом новые требования и оттягивая оплату. И качать права нельзя — останешься без работы. По той же причине не работают и черные списки. Из–за недостатка работы многие вынуждены идти даже к заказчикам с подпорченной репутацией в надежде на авось.
Инна Магомедова
исполнительный директор ООО "Оптима транс"
Мы уже давно ведем антирейтинг недобросовестных участников рынка автоперевозок. Поэтому в предложении НП "Грузавтотранс" я не вижу ничего нового. Возможно, еще один список и поможет улучшению ситуации, но все зависит от того, насколько он будет объективный. Если через него одни просто будут поливать грязью других, тогда это бессмысленно. Другое дело, если это будет происходить под контролем профессиональных юристов, которые будут проверять факты на достоверность.
Александр Вильде
заместитель директора "АвтоТрансИнфо"