Строительный бизнес Петербурга укрупняется. За последние годы с рынка ушло около 150 фирм, а 70-90% рынка контролируют несколько лидеров, которые смогли пережить кризис за счет мощного финансового и административного ресурса.
Кризис способствовал усилению крупных застройщиков Петербурга. Их доля за последние 5 лет значительно выросла и сейчас, по разным данным, составляет от 60 до 85%. Года через три рынок может оказаться в руках пяти – шести сильнейших застройщиков, которые будут диктовать цены на жилье, опасаются эксперты.
Большие станут еще больше
За время кризиса, по данным объединения строителей "Союзпетрострой", с рынка Петербурга ушли более 150 малых и средних застройщиков. "Их доля на рынке сократилась с 40 до 10%. В городе идет монополизация строительного сектора в интересах нескольких крупных девелоперов. И власти эту ситуацию поддерживают", — переживает вице–президент "Союзпетростроя" Лев Каплан.
Большинство опрошенных "ДП" участников рынка подтверждают, что строительный бизнес в городе укрупняется. Хотя статистика у всех разная. По данным гендиректора "Лемминкяйнен Рус" Юхи Вятто, сейчас 55 – 60% рынка по объемам ввода, продажам жилья и выводу новых проектов приходится на 10 основных застройщиков.
А руководитель группы консалтинга компании "ЛАИР" Юлия Назарова говорит, что "большая десятка" обеспечивает около 70% ввода жилья, хотя 3 года назад этот показатель был 50%.
Похожие данные у аналитиков Colliers International СПб и генерального директора компании "Леонтьевский мыс" Игоря Онокова. Последний, правда, говорит, что доля крупнейших застройщиков за 3 года выросла с 40 до 70%.
Все дело в кризисе?
Возникшую ситуацию эксперты рынка объясняют последствиями кризиса.
"Выжили те, кто имел в портфеле несколько объектов и мог финансировать новые стройки за счет полученной на прежних проектах прибыли", — говорит гендиректор "Нового Петербурга" Андрей Вересов. А малые фирмы, по его словам, обычно ведут два–три проекта и такой возможности лишены.
"Дело в том, что правила игры на строительном рынке становятся все сложнее, а сроки реализации проектов все длиннее. Чтобы выжить в таких условиях, требуются объемные финансовые и административные ресурсы. Они есть у большого бизнеса. Нечего удивляться", — добавляет Игорь Оноков.
"С финансовой точки зрения большие компании более стабильны. Они могут привлекать дешевые кредиты и перераспределять ресурсы с минимальными рисками", — развивают мысль эксперты Astera.
Представители власти и больших компаний в происходящем большой беды не видят. "Строительство жилых домов и продажа квартир в них — не дело для малого бизнеса", — уверен советник губернатора Вячеслав Семененко.
"В укрупнении бизнеса нет ничего страшного ни для покупателей, ни для рынка. Покупатель получает уверенность, что проект, в который он вложил деньги, будет реализован, а рынок — сильного игрока, который может решить весь комплекс вопросов по проекту, в том числе и инфраструктурных", — добавляет руководитель департамента недвижимости ГК "ЦДС" Сергей Терентьев.
Монополии не будет
Возникает вопрос: не приведет ли такая политика к монополизации рынка? Мнения экспертов разделились. Дмитрий Астафьев из "Ленспецстроя" опасается, что укрупнение бизнеса — прямой путь к монополизации. Года через три, по его прогнозу, на рынке могут остаться пять – шесть крупных девелоперов, которые будут диктовать и цены. "Корень зла — 214–ФЗ, который является регулятором рынка не во имя дольщиков, а во имя коррупции. Если уберем его, исчезнет рычаг для укрупнения капитала и уничтожения застройщиков малой и средней руки", — уверен он.
С коллегой не согласна Ольга Трошева из "Петербургской Недвижимости": "Даже 10 застройщиков вполне достаточно для развития здоровой конкуренции. Что мы сейчас и наблюдаем, в том числе на примере высокой маркетинговой активности компаний из первой десятки. "Цены на недвижимость диктует рынок, и никакой картельный сговор крупных застройщиков не заставит людей приобретать квартиры по цене выше их покупательской возможности", — добавляет гендиректор компании "Ойкумена" Лев Гниденко.
Дорога в генподряд
Куда податься небольшим фирмам, которых вытесняют из девелопмента? "Они, как правило, не исчезают бесследно, а просто переходят из статуса инвесторов и девелоперов в разряд подрядчиков на проектах более крупных компаний. А иногда становятся соинвесторами", — говорят эксперты АРИН.
"Для малышей есть великолепная ниша — индивидуальные объекты. У нас, например, нет надобности строить в год по 300 – 500 тыс. м2. И даже нет такого желания. Деньги ради денег — неинтересно", — заключил гендиректор ИСК "Сфера" Тарас Кручинин.
“
Сейчас, по моей оценке, на долю 10 крупнейших застройщиков города приходится около 85% строительного рынка. И укрупнение бизнеса, действительно, тенденция последнего времени. Мелких застройщиков с рынка выживают и уничтожают. На это, в частности, направлен 214–ФЗ в новой редакции и последняя новелла о том, что с 2014 года квартиры в новых домах можно продавать только с наличием гарантии банка. Это губительно для 70% застройщиков. Года через три весь рынок будет сконцентрирован в руках пяти – шести крупнейших компаний, что чревато резким ростом цен и сговором монополистов в ущерб интересам общества.
Дмитрий Астафьев
владелец компании "Ленспецстрой"
“
Я не наблюдаю укрупнения застройщиков. Но вектор их развития смещается в Ленобласть. Пока в Петербурге небольшие компании уступают свои позиции, в Ленобласти местные застройщики набирают вес как раз благодаря крупным городским девелоперам. Последние начали комплексно развивать территории региона, создавать дороги и инфраструктуру. Это послужило импульсом к развитию маленьких объектов местных девелоперов, которые удачно встроились между миллионниками. А цены на жилье местные устанавливают чуть ниже именитых соседей, что положительно сказывается на их продажах.
Дмитрий Панов
гендиректор ЗАО "Группа Прайм"