Провалилась программа "Газпрома" на 60 млрд рублей по реконструкции до 2020 года труб ОАО "Теплосеть СПб". Монополист признал неспособность найти деньги. Смольный забирает контроль над сетями и будет ремонтировать их сам.
Провалилась грандиозная программа "
Газпрома
" по десятилетней реконструкции за 60 млрд рублей петербургских тепловых сетей. Эти планы у газового монополиста появились в 2010 году, когда подконтрольное "Газпрому" ОАО "ТГК-1" учредило ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга". Тогда же ГУП "ТЭК СПб" передало 1,7 тыс. км своих сетей в новую компанию взамен на 25% в уставном капитале этой компании. Этот актив был оценен в 33 млрд рублей. Сейчас фирма на 75% принадлежит ОАО "ТГК-1", основным владельцем которого является ООО "Газпром энергохолдинг" (51%).
Тогда, при эмиссии акций "Теплосети", ее гендиректор Евгений Хачатуров заявлял в интервью "ДП", что компания за счет своих средств и кредитов привлечет 60 млрд рублей и доведет надежность петербургских сетей до "уровня, отвечающего европейским нормам". Если в 2010 году инвестпрограмма, основное содержание которой составлял ремонт и строительство труб, составила 47 млн рублей, то в 2011-м — 3,6 млрд рублей, а в 2012-м — 4,1 млрд. Согласно программе, "Теплосеть" должна ежегодно менять 40 км магистральных и 100 км внутриквартальных труб.
Однако в 2013 году размер инвестпрограммы сократился до чуть более 2 млрд рублей. В Смольном это обстоятельство оценили отрицательно и теперь, как известно, правительство Петербурга намерено увеличить свою долю в ОАО "Теплосеть СПб" до 51%, чтобы, став основным владельцем, избавиться от подконтрольности "Газпрому" и возобновить финансирование реконструкции сетей за счет бюджета. Также контроль над компанией позволит Смольному выдавать госгарантии по кредитам. До сих пор власти, хотя и были владельцем 25% акций, не вкладывали деньги в работу "Теплосети".
Гендиректор ООО "Газпром энергохолдинг" Денис Федоров в июне 2013 года в своем интервью откровенно заявил, что в "Газпроме" не понимают, "откуда взять источники денежных средств для того, чтобы инвестировать 50-60 млрд рублей… в тепловые сети" (вот это интервьюна сайте"Газпрома"). "Тариф на тепло в Санкт-Петербурге на 30% ниже, чем в Москве. Практически вся тепловая генерация в Питере убыточна. "ТГК-1" выдерживает только за счет гидрогенерации, расположенной в Мурманской, Ленинградской областях, в Карелии и так далее", — говорил он.
Причем, по словам Дениса Федорова, даже 4 млрд в год недостаточно, чтобы привести в порядок петербургские теплосети. Необходимо 6-7 млрд рублей. Между тем, собираемость денег за тепло падает, а долги управляющих компаний перед ОАО "ТГК-1" и ОАО "Теплосеть СПб" растут. "Мы будем банкротить тех, кого можем банкротить, и останавливаться на этом не собираемся", — говорил он. И первый пример уже есть: в ООО "ЖКС №2 Василеостровского района" введена процедура наблюдения. Управляющая компания должна "ТГК-1"125 млн рублей.
Как сообщили в ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга", правительство Петербурга не финансирует компанию, в отличие от других структур ЖКХ, и инвестпрограмма формируется из денег, выручаемых от передачи тепла и за счет кредитов. "Принятые в этом году, как, впрочем, и в предыдущие годы, тарифные решения, к сожалению, не позволяют сформировать источники финансирования, чтобы проводить реконструкцию в необходимых объемах", — говорят в компании.
Тарифы, по которым работает "Теплосеть" в Петербурге, не только ниже, чем в Москве, но и ниже, чем у остальных петербургских теплоэнергетиков. По данным комитета по тарифам, тариф на месячное обслуживание ООО "Петербургтеплоэнерго" составляет 62,2 тыс. рублей за Ггкал в час, ГУП "ТЭК СПб" — 58,3 тыс. рублей, а "Теплосети" — 50,5 тыс. рублей.
"Переход на RAB-регулирование является единственно возможным инструментом, который позволит сформировать инвестиционные источники — собственные и заемные", — говорят в компании. Regulatory Asset Base — это система долгосрочного регулирования тарифов, которая позволяет переложить финансовую нагрузку на потребителей, увеличив тарифы. В то же время при RAB-регулировании кредиты позволяют снизить рост тарифа в момент привлечения средств, но предполагают более высокий уровень тарифа в те года, когда компания возвращает займы.
"Теплосеть" неоднократно обращалась в Смольный с предложением перейти на RAB, однако ей каждый раз отказывали. В компании говорят, что даже в такой ситуации работают на пределе возможностей. Из последних примеров, где поменяли трубы, — магистрали "Московская", "Фрунзенская" (в 2013 году, кстати, "Теплосеть" выплачивает кредит за ее реконструкцию), "Куйбышевская", а также распределительная сеть "Северная", трубы на пр. Космонавтов и пл. Островского.
Судя по вчерашним заявлениям главы комитета по энергетике Андрея Бондарчука, Смольный настроен серьезно и намерен выкупить 26% акций ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" уже в 2015 году. Когда правительство станет основным владельцем компании, это позволит ему выступать гарантом при привлечении кредитных денег. По его словам, недавно чиновники пытались договориться с "Газпромом" о совместном вложении денег в реконструкцию сетей (1 млрд — Петербург, 3 млрд — "Газпром"), однако эти переговоры так ни к чему и не привели.
По мнению депутата Заксобрания Петербурга Бориса Вишневского, который входит в парламентскую комиссию по городскому хозяйству, сети не должны находиться в собственности коммерческого предприятия, поскольку "он будет делать все, чтобы увеличить прибыль". "Все же городской бюджет должен быть источником средств. К тому же, есть соответствующая строка в бюджете. Поэтому правильно, что город выкупает еще долю. Я с самого начала относился скептически к приходу "Газпрома" в "ТГК-1". Эта компания не инвестор для нашего города. Это компания, которая извлекает выгоду", — сказал он.
По словам господина Вишневского, стремление к извлечению выгоды у некоторых дочерних компаний "Газпрома" доходит до такого уровня, что потребители, подключенные к недавно отремонтированным трубам, платят по увеличенному тарифу в сравнении с остальными местными жителями. В ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга", впрочем, это наблюдение назвали невозможным, поскольку теплоэнергетики не имеют права работать по тарифам, отличным от установленных соответствующим комитетом.