Когда руководитель российского производителя удобрений "Уралкалий" Владислав Баумгертнер приземлился в Минске в понедельник, чтобы встретиться с белорусским премьер-министром, он должен был ожидать трудных переговоров.
Однако понять, насколько трудными будут эти переговоры, гендиректору "Уралкалия" Владиславу Баумгертнеру удалось только после того, как его двухчасовой визит закончился. Баумгертнер вернулся в аэропорт, где его арестовали и в наручниках провели перед камерами государственного телевидения, а также обвинили в коррупции и "злоупотреблении служебным положением", пишет Financial Times.
Эта история повергла российский бизнес в шок. Конечно, ведь в конце июля "Уралкалий" нанес Белоруссии удар, который спровоцировал суматоху на рынке: он упразднил картельное соглашение в производстве калия — главного источника иностранной валюты в Белоруссии. Но чего Белоруссия может добиться арестом генерального директора "Уралкалия"?
“Самое интересное — что они (правительство) хочет в обмен на Баумгертнера”, — прокомментировал аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов. Другой промышленный аналитик обвинил белорусов в том, что они ведут себя “как сомалийские пираты”.
Этот случай привлек внимание к самой обычной практике на постсоветском пространстве — "захват заложников" как инструмент деловой борьбы, утверждает московский политолог Станислав Белковский. Действительно, таких случаев очень много. Фактически, каждый крупный деловой спор в России сопровождается историей о том, как кто-то попал в тюрьму или попал под следствие.
Например, в 2008 году председатель BP Боб Дадли, который когда-то был представителем компании в России, был вынужден бежать из страны во время трудных переговоров с деловыми партнерами, которым принадлежала половина совместного предприятия ТНК-BP.
В 2009 году бизнесмен Сергей Бобылев попал в тюрьму на девять лет во время переговоров о продаже его фирмы-ритейлера компьютерной и бытовой техники Sunrise. В 2008 году предприниматель Евгений Чичваркин продал свою стопроцентную долю в сети розничных магазинов мобильных телефонов "Евросеть", когда его обвинили в похищении бывшего сотрудника. Российский магнат Александр Лебедев, владелец британских газет Independent и London Evening Standard, в этом году попал под суд за "хулиганство", когда на его бизнес-империю начало оказываться давление.
Дело "Уралкалия" превратилось в напряженное противостояние между Россией и Белоруссией, в котором по сравнению с белорусским президентом Александром Лукашенко, Владимир Путин кажется кротким демократом. Во вторник председатель совета директоров "Уралкалия" Александр Волошин сказал, что у господина Баумгертнера не было таких "служебных полномочий, которыми можно было бы злоупотребить" в роли председателя консультативного совета, а первый заместитель премьер-министра России Игорь Шувалов назвал действия Белоруссии “странными и несоответствующими”.
Однако, по словам одного аналитика, проблема может разрешиться, если "Уралкалий" согласится заключить сделку на будущие продажи калия. "Когда вы ведете переговоры, лучше иметь некоторую страховку", — добавил он.