Фитнес–центры переживают не лучшие времена. Доходы падают, известные бренды покидают рынок. Освободившуюся нишу спешат занять новые амбициозные игроки.
В этом году на рынке Петербурга появились сразу четыре новые сети фитнес–центров. Бывший директор AlexFitness и Olimp в Петербурге Лев Лебедев совместно с генеральным директором холдинга "Аптека Доктор" Сергеем Измаковым в конце года запускает первый клуб сети под брендом Happy Fitness. Компания SculptorsGroup, развивающая одноименные фитнес–клубы среднего ценового сегмента, запускает сеть молодежных спортивных клубов под брендом Susanin и сеть велнес–центров Gio Wellness. Начал работу анонсированный еще в 2010 году Hard Candy Fitness.
Ситуация на рынке фитнес–центров отражает общую для всей сферы услуг города тенденцию: многие инвесторы пытаются играть на этом поле, но выживают только те из них, кто не останавливается в своем развитии.
Новые сети
Клуб Happy Fitness площадью 1500 м2 откроется в ТРК "Лондон–молл" на Дальневосточном пр. В планах Льва Лебедева открыть в городе до 10 клубов. Стоимость годового абонемента составит 8–10 тыс. рублей. "Новую сеть будет отличать высокое качество оборудования и ремонта, а также сервиса", — говорит Лев Лебедев. Объем инвестиций в проект он не раскрывает, но, по его словам, сумма превышает стандартные затраты.
SculptorsGroup в оборудование новой сети из 20 клубов готовится вложить около 15 млн евро за ближайшие годы. Инвестиции в Hard Candy Fitness (бренд принадлежит поп–диве Мадонне) не раскрываются.
Перспективы новых проектов на рынке эксперты предсказать не берутся. Клуб без бассейна стоит в среднем 20 млн рублей, с бассейном — 60 млн рублей, оценивает затраты инвесторов президент сети спортивных клубов Fitness House Алексей Фурсов. За 3 года окупается клуб экономсегмента, объект со средней ценой абонементов — примерно за 5 лет, отмечает директор по развитию сети клубов Fitness Family Денис Горев.
За последние годы конкурентная обстановка в фитнес–индустрии города накалилась. По данным Maris|CBRE, за последние 3 года доля сетевых клубов в Петербурге увеличилась с 34 до 46%. В городе, по разным оценкам, работают 350–470 клубов, но регулярно занимаются фитнесом только 500 тыс. петербуржцев.
Рынок фитнес–услуг в Петербурге, несмотря на конкуренцию, растет на 15% в год, уверен Лев Лебедев. Тем не менее это не помогло старейшему игроку рынка сети "Планета фитнес" удержать лидерство: первое место по количеству клубов заняла компания Fitness House, а "Планета фитнес" сократила число заведений с 11 до четырех.
Без москвичей
Рынок покидают игроки, которые никак не развиваются, плывут по течению — это непростительное бездействие в условиях высокой конкуренции, считает Алексей Фурсов, президент Fitness House.
"В ближайшие 5 лет рынок окончательно покинут те, кто работает давно и заснул на лаврах", — предсказывает Денис Горев.
Помимо традиционной ротации клубов–одиночек, чьи места активно занимает, например, Fitness House, в этом году неожиданно покинул рынок федеральный игрок — Strata Partners, управляющая спортивными клубами премиум–класса Orange Fitness и демократичного сегмента City Fitness. Помещение их последнего клуба на Выборгской наб. арендовал Fitness House. "Рынок Петербурга не был стратегическим для москвичей", — уверен Борис Кузовкин, управляющий компании SportLife.
По мнению Алексея Фурсова, москвичей разочаровала не высокая конкуренция, а низкая покупательная способность петербуржцев. "Абонемент в московском фитнес–клубе обходится покупателям в 2 раза дороже, чем в Петербурге, при аналогичном уровне сервиса и набора услуг", — говорит он. "Рынок в Петербурге, возможно, самый сложный во всей России, все вышедшие к нам игроки либо уходят, как Strata Partners, либо в итоге отказываются от масштабных планов", — соглашается с коллегой Денис Горев. Не в приоритете Петербург и у другого федерального игрока — сети World Class.
Фитнес для каждого
Сейчас развитие фитнес–индустрии идет по пути продовольственного ретейла — после количественного захвата рынка началось его качественное освоение, сегментация. Так, Fitness House Алексея Фурсова действует под тремя брендами: Fitness House, недорогой Fitness House Basic и премиальный Fitness House Prestige.
"Операторы идут по нашим стопам, — говорит Алексей Ковалев, президент AlexFitness (AlexFitness и OLYMP), — мы изначально открывали клубы с демократичными ценами, сегодня есть острая необходимость в клубах премиум–сегмента, поэтому мы будем развивать клубы OLYMP в Петербурге и других регионах России".
А вот
SportLife
осваивать новые сегменты не спешит. "Классических лоукостеров в городе нет, а открывать клубы с недорогим абонементом невыгодно", — объясняет Борис Кузовкин. По его подсчетам, издержки на такой клуб не меньше, а доходность его будет в разы ниже. "Мы начали предварительные продажи клуба SportLife на "Ладожской", если будут подходящие помещения, откроем еще, но за количеством не гонимся", — говорит он.
Рискованный спорт
Рынок фитнеса, как и в целом сфера услуг, остается наиболее популярным направлением для инвестиций. "Свой ресторан или магазин — это второе по популярности вложение средств в России после недвижимости, — говорит Иван Федяков, генеральный директор агентства INFOLine, — есть обманчивое впечатление, что, если я часто хожу в рестораны, я в этом специалист, но именно такие специалисты закрывают бизнес, не проработав и года. Если есть цель не просто сохранить средства, а приумножить их, то проще всего воспользоваться франчайзингом. Или же не рисковать и все–таки купить недвижимость".
“
Сейчас большая часть наших клубов расположена в Москве и Петербурге, на эти два города приходится примерно 60% выручки компании. Основное препятствие на пути открытия новых клубов — острый дефицит подходящих площадей. Кроме того, насыщенность фитнес–рынка Петербурга близка к максимальной, такого нет даже в Москве, где до сих пор есть предпосылки для роста. В сложившейся ситуации наша компания делает акцент на региональном развитии. Мы будем участвовать в слияниях и поглощениях, для этого есть все необходимое: и ресурсы, и стремление.
Алексей Ковалев
президент сети фитнес–клубов ALEXFITNESS
“
Сегментация в фитнесе происходит по всему миру. На Западе, например, популярна концепция коврового покрытия — сегментирование продукта на одиночные студии, например йоги или сайкла, в небольшом радиусе от главного большого клуба. После проведения исследований мы выбрали иную стратегию и создали концепцию "Клиент на всю жизнь". Наша цель — создать последовательную цепочку для клиента: сеть для молодежи Susanin, сеть для всей семьи Sculptors и Gio Wellness — велнес–центры для состоятельных людей.
Елена Шибанова
финансовый директор SculptorsGroup