Главная военная прокуратура заявила о массовых нарушениях при исполнении оборонзаказа судостроительными предприятиями. О непорядке с исполнением контрактов на верфях и ремонтных заводах чиновники говорят давно, но в ОСК недоумевают, не понимая, что именно в данном случае вменяется им в вину.
По сообщению Главной военной прокуратуры, в 2013 году ведомство в результате проверок выявило более 160 нарушений законов на верфях страны при исполнении военных контрактов. Они связаны с "необоснованным ценообразованием и качеством выполняемых работ, привлечением к исполнению оборонных заказов неквалифицированных субподрядчиков и оборудования, несоблюдением порядка приема и оплаты выполненных работ". То есть предприятия, входящие в "Объединенную судостроительную корпорацию", корабли строили слишком дорого и при этом некачественно, да еще время от времени принимали невыполненные по факту работы.
Прокуроры вынесли предостережения 14 должностным лицам (они не называются), а семь человек потребовали привлечь к уголовной ответственности. В том числе генеральных директоров ОАО "Северо-восточный ремонтный центр" и ООО "Судосервис" Петра Арзамасова и Сергея Карпенко за завышение стоимости работ, гендиректора ЗАО "Дизель-энерго" Алексея Лазарева за поставки б/у комплектующих и других.
Как отмечают в ведомстве, на судоремонтных предприятиях, расположенных в дальневосточном и северном регионах, сложилась "наиболее непростая ситуация" — на них приходится более трети нарушений. На предприятиях ОСК прокуроры констатировали отсутствие должного контроля над работами со стороны военных представительств.
Интересно, что проблема завышенных цен в "оборонке", и судостроении в частности, поднимается не впервые. В 2011 году конфликт между судостроителями и военными по поводу цен едва не привел к срыву оборонзаказа, и потребовалось личное вмешательство Владимира Путина. Правда, иногда речь идет, наоборот, о занижении. Так, в июне вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что министерство обороны при Анатолии Сердюкове надавило на ОСК, чтобы занизить цены на строительство атомных подлодок типов "Борей" и "Ясень", в итоге средств не хватает. В августе Рогозин попросил Генпрокуратуру проверить деятельность руководства ОСК в связи с нарушениями при реализации ряда коммерческих сделок.
Судя по всему, недовольство Рогозина привело к перестановкам: полгода назад главой госкорпорации был назначен бывший первый замгендиректора НПК "Уралвагонзавод" Владимир Шмаков. При его назначении глава Минпромторга Денис Мантуров заявлял, что ОСК просрочила около 30% контрактов, в том числе по подводным лодкам и кораблям. Невыполненные ОСК заказы планировалось передать зарубежным компаниям. Предшественник господина Шмакова Анатолий Дьячков проработал в должности менее года, а его предшественник Роман Троценко объяснял свой уход конфликтом с бывшим тогда министром обороны Анатолием Сердюковым.
А в начале сентября совет директоров ОСК возглавил Андрей Дутов из ФГУП "Крыловский государственный научный центр".
Как сообщил dp.ru представитель ОАО "ОСК" Алексей Кравченко, из сообщения прокуратуры неясно, что вменяется судостроительной корпорации. "Из трех юрлиц, которые фигурируют в тексте, только одно принадлежит ОСК — это "Северо-восточный ремонтный центр". Остальные к ней отношения не имеют. По всей видимости, прокуроры выбирали самые вопиющие случаи, раз они привели эти примеры. Но что именно нарушено — непонятно. Мы были бы готовы подтвердить свою вину или сказать, что разберемся в ситуации, но тут нечего сказать. Что случилось-то?" — заявил он.
ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" включает в себя 80% всех судостроительных и судоремонтных предприятий России. В гражданском судостроении занимается выпуском буровых и добычных платформ, шельфовой техники, ледоколов, в военном — кораблей для нужд ВМФ. Значительная доля продукции военного назначения идет на экспорт. Корпорация на 100% принадлежит государству.
Среди петербургских заводов, входящих в структуру ОСК, можно назвать ОАО "33 судоремонтный завод", ОАО "Выборгский судостроительный завод", ОАО "Адмиралтейские верфи", ОАО "Балтийский завод", ОАО "Пролетарский завод", ОАО "Средне-Невский судостроительный завод" и ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь".